КРЕЙСЕРА

История, боевой путь, командиры
Ответить
Delfa
Почетный форумчанин
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 13 фев 2007, 15:48
Реальное имя: Наталья
Воинское звание: подполковник
Откуда: С-Петербург, ВАС
Контактная информация:

КРЕЙСЕРА

Сообщение Delfa »

Не секрет что люблю крейсера!!! :) Что делать? Судьба такая

История возникновения и развития кораблей класса крейсеров

Во времена парусного флота не существовало крейсеров как специального класса боевых кораблей. Этим словом обозначался тогда не класс, а оперативная задача корабля назначение в крейсерство, то есть плавание в назначенном ему месте. Требования же крейсерской службы, были необычайно разнообразны и включали в себя следующие задачи:

- наблюдение за местонахождением неприятеля и его действиями;

- проведение небольших тревожащих операций, отвлекающих внимание и силы противника от выполнения своей боевой задачи;

- охранение своего флота от внезапных встреч с противником;

- исполнение почтовых поручений;

- истребление морской торговли неприятеля.

Для действий на коммуникациях, а также для разведывательной службы и для участия в эскадренных сражениях предназначались созданные в XVII веке фрегаты - трехмачтовые корабли, которые к началу XIX века уступали по силе только линейным кораблям и при водоизмещении 1200-1500 тонн несли на одной закрытой и верхней палубах до 60 пушек. За ними шли корветы - 620-630 тонн и 20-30 орудий на верхней палубе, предназначавшиеся для разведок и посыльной службы, а иногда и для крейсерской службы. И, наконец, шлюпы - самые малые из трехмачтовых кораблей (350-400 тонн) - были вооружены 16- 28 пушками и служили как разведывательными и посыльными, так и транспортными и экспедиционными кораблями.

Чаще всего в крейсерство назначались именно фрегаты, корветы и шлюпы, но это вовсе не значило, что быть крейсером могли только они. Образно говоря, каждый парусник прирожденный крейсер, ибо паруса сообщают ему независимо от размеров отличную мореходность и практически неограниченную дальность плавания. Но зато они не гарантируют кораблю маневренности - необходимейшего в бою качества. Именно маневренность побудила кораблестроителей обратить, внимание на паровую машину, и именно паровая машина внесла принципиально новые обстоятельства в проектирование корабля.

Русский флот опередил флоты многих других стран в деле применения паровых машин на судах. Россия первенствовала в создании невооруженных колесных буксиров для нужд военно-морского флота и в постройке вооруженных колесных пароходов. Крупным последним успехом отечественного кораблестроения следует считать сооружение первого в мире “большого военного парохода” “Геркулес”, который опередил французский “Гомер” на восемь, а английский “Сидон” на тринадцать лет. Но к началу 1840 - х годов русское кораблестроение стало сдавать свои позиции в деле освоения двух новшеств железных корпусов и гребных винтов. До Крымской войны все железные корабли в составе русского флота были иностранной постройки, а первые винтовые фрегаты, пока еще деревянные, начали закладываться в 1851 - 1852 годах. В ходе войны на русских верфях было заложено также четырнадцать винтовых корветов и шесть клиперов.

Боевой опыт Крымской войны внес важные перемены в развитие крейсеров. После Синопа артиллерийская мощь корабля стала измеряться не столько числом пушек, стреляющих сплошными ядрами, сколько калибром бомбических орудий, от которого зависела величина разрывного заряда бомбы и ее разрушительная сила. Эта зависимость навела кораблестроителей на идею паровых фрегатов нового типа: вооруженные бомбическими орудиями самого крупного калибра, они должны были одолевать в бою даже многопалубные линейные корабли. Такие корабли при водоизмещении 4700-5500 тонн должны были нести на поворотных платформах 279-мм бомбические пушки, в то время как тогдашние линейные корабли вооружались лишь 203 - 220 мм орудиями. В середине 1850 годов Россия приступает к постройке подобных фрегатов.

В 1858 - 1861 годах в строй русского флота вступили фрегаты такого типа “Генерал адмирал” и “Светлана”, строившиеся за границей по русским заказам, и “Ослябя”, “Пересвет”, “Дмитрий Донской”, “Александр Невский”, строившиеся на отечественных верфях. “Александр Невский” был первым боевым кораблем России класса неброненосных и бронепалубных крейсеров. Он имел водоизмещение 4562 тонны, длину 82,9 м, ширину 15,5 м, осадку 6,9 м, мощность 1200 л.с., скорость 11,3 узла. На вооружении фрегата имелось 51 орудие. Со временем возникла острая потребность в кораблях, способных защитить морские коммуникации от набегов вражеских рейдеров. Они не предназначались для боя с линейными кораблями: при умеренном вооружении они должны были иметь высокую скорость хода, чтобы догонять легко вооруженного, но стремительного и верткого противника.

С 1860 по 1870 годы происходит формирование и развитие нового класса надводных кораблей имя которому - крейсер. Таким образом с этого момента в обиход военно-морской терминологии вошло это примечательное обобщающее слово. Окончательно к началу 1870 года в ведущих морских державах появились такие корабли, а в некоторых из них стали этот класс кораблей подразделять на крейсера первого и второго ранга. Первыми кораблями, принадлежащие к этому классу, считаются пять американских военных фрегатов типа “Вампоноаг”. Строительство этих кораблей начато в 1863 году, а закончено трех первых из них в 1867 - 1868 г.г.

Новые фрегаты были не совсем одинаковыми. Их водоизмещение колебалось от 3200 до 4400 тонн. Внутри корабля все было буквально забито котлами и машинами, вес которых достигал 1300 тонн. Поэтому и вооружение их получилось слабоватым: всего 17 орудий разных калибров. Зато скорость “вампоноаги” показали по тем временам рекордную более 16 узлов. Они были способны не только захватить любое торговое судно неприятеля, но и вести бой с равносильным вражеским кораблем, совершать долгие плавания в океане и, самое главное, развивать высокую скорость, необходимую для того, чтобы догнать вражеский крейсер.

Считалось, что этим крейсерам наступательного типа не будут страшны встречи даже с броненосными кораблями противника, ибо благодаря своей высокой скорости они смогут-де выбирать такую дистанцию боя, с которой их могучие пушки продырявят броню любого вражеского крейсера. Однако бой английского “Шаха” со старым чилийским монитором “Гуаскар” в 1877 году показал, что подобные умозрительные соображения невозможно соблюсти в условиях реального боя. И назначенная британским адмиралтейством комиссия с грустью убедилась: английские неброненосные фрегаты не в состоянии соперничать с крейсерами, которые строились в России с начала 1870-х годов.

Проектированием крейсеров для российского флота занимался контр-адмирал А. Попов. Считая, что русские корабли должны превосходить английские железные фрегаты “Инконстанты”, А. Попов предложил заменить четыре корвета, намеченные к постройке, четырьмя броненосными фрегатами. Два таких фрегата “Князь Пожарский” и “Минин” в это время уже находились в постройке. Первый из них, спущенный на воду в 1867 году, был построен целиком из русского железа. А на изготовление каземата пошла первая броня, прокатанная на Ижорском заводе. Летом 1873 года он отправился в практическое плавание в Средиземное море, став первым русским броненосным крейсером, вышедшим за пределы Балтийского моря.

Иначе сложилась судьба первоначально однотипного с “Пожарским” фрегата “Минин”. Заложенный в 1864 году, он, еще находясь на стапеле, начал бесконечно переделываться, пока, наконец, работы на нем не были полностью прекращены. Лишь в 1874 году Попов по поручению морского ведомства осмотрел недостроенный корпус корабля и представил свои соображения о его дальнейшей судьбе. Конструктор буквально вдохнул новую жизнь в корабль, простоявший у стенки почти десять лет, и когда в 1878 году “Минин” вступил в строй, он оказался одним из сильнейших в мире крейсеров.

Одновременно с достройкой “Князя Пожарского” и “Минина” на петербургских верфях были заложены два спроектированных А. Поповым броненосных фрегата – “Генерал-адмирал” и “Герцог Эдинбургский” водоизмещением 4600 тонн. Эти крейсера были вооружены мощной для кораблей этого класса артиллерией: 4 – 203 мм орудия в бортовых выступах (спонсонах) на верхней палубе и 2 – 152 мм, по одному в носу и в корме на поворотных платформах. Скорость хода первого корабля составляла 13,6 узла, а второго 15,3 узла. Крейсера эти могли ходить и под парусами.

Для океанского крейсерства в период с 1853-1880 г.г. были построены на русских верфях восемь винтовых с парусным вооружением неброненосных клиперов водоизмещением 1330 т, со скоростью хода 11-13 уз, вооруженных тремя 152 мм орудиями на верхней палубе с поворотными платформами. Первые четыре клипера “Крейсер”, “Джигит”, “Разбойник” и “Стрелок” делались из железа с деревянной обшивкой подводной части. Остальные четыре клипера “Наездник”, “Пластун”, “Вестник” и “Опричник” по предложению адмирала А. Попова строились композитными, то есть с железным остовом, но с деревянной обшивкой. Для защиты от обрастания подводная часть этих клиперов была обшита цинковыми листами.

Сосредоточив главное внимание на броненосных фрегатах и клиперах, русское морское ведомство не могло основательно заняться разработкой винтовых корветов. Назначенная адмиралтейством комиссия пришла к выводу, что вместо таких фрегатов целесообразно строить два типа корветов: один преимущественно парусный для действий на океанских коммуникациях, а другой преимущественно паровой для разведывания движения вражеских эскадр и таких операций, где требуется внезапность и быстрота удара. Отличительной особенностью таких кораблей должна была быть высокая по тем временам скорость под парами до 18 узлов и большой запас топлива при сравнительно небольшой площади парусов. Для получения таких труднодостижимых качеств пришлось применить сталь, два винта и чрезвычайно мощные паровые машины. На корветах “Рында” и “Витязь” в 1884 году русские кораблестроители впервые применили так называемую английскую систему бронепалубной защиты, пороховые погреба и машины прикрывались горизонтальной броней, расположенной выше ватерлинии, и спускающимися под нее броневыми скосами. Именно броненосные фрегаты, бронепалубные корветы и неброненосные клипера, и шлюпы послужили основой для дальнейшей эволюции крейсеров.

Война с Турцией 1877-1878 г.г. и напряженное политическое положение в Европе обязывали русское правительство иметь в заграничном плавании значительное количество военных кораблей для защиты от возможных неприязненных действий Великобритании. Однако в наличии годных для такого плавания кораблей было мало. В связи с этим последовало оригинальное решение: на зафрахтованном пароходе было отправлено в США 66 офицеров и 600 матросов для приобретения там пароходов, превращения их в военные крейсера и отправление их оттуда в плавание по местам назначения. Таким путем были получены четыре крейсера “Европа”, “Азия”, “Африка” и “Забияка” водоизмещением 3100 т, со скоростью хода 13-14,5 узла, вооруженные каждый 3-152 мм орудиями.

Со времени постройки корветов “Рында” и “Витязь” и покупки во Франции “Адмирала Корнилова” русский флот не пополнялся бронепалубными крейсерами. Но в начале 1895 года морское министерство с тревогой отметило быстрый рост германского флота на Балтике и решило для противодействия ему построить в числе прочих кораблей семь бронепалубных крейсеров: два малых для разведок и посыльной службы и пять средних для истребления вражеских торговых судов.

К концу 19-го столетия Россия продолжает развивать отечественный тип крейсера-рейдера. Большая дальность плавания, высокая скорость хода и мощная артиллерия делали русский крейсер опасным противником на океанских просторах. Но в конце 1895 года с возрастанием агрессивного характера японской внешней политики задачи и требования для русских крейсеров резко меняются. Прежде всего, район предполагаемых операций предусматривался не на отдельных вражеских коммуникациях, а вблизи берегов, где автономность и дальность плавания не очень-то важны. Здесь гораздо нужнее была живучесть и хорошее бронирование. Наконец, не исключено, что броненосным крейсерам придется участвовать и в эскадренном бою с вражескими броненосцами. Эти требования положили начало концепции крейсера нового типа, у которого за счет снижения запасов топлива усилено бронирование и вооружение при достаточно высокой скорости хода.

Так логика объективного исторического развития заставила моряков и инженеров заняться проблемой “эскадренного крейсера”. Ясно, что такой крейсер, предназначенный для разведки и дозора при эскадре, должен быть сильным, быстроходным броненосным кораблем большого водоизмещения и с большой дальностью плавания, способным вести бой с равноценными кораблями противника, не прибегая к поддержке эскадренных броненосцев. К этому времени крейсер-рейдер для действия на океанских коммуникациях был разработан так хорошо, что невольно явилось искушение приспособить его для новых целей, увеличив скорость и бронирование за счет снижения дальности плавания. Так в конце XIX века в России появились броненосные крейсера нового типа “эскадренные крейсера”.

С 1886 в российском флоте появляется еще один тип крейсера - это минный крейсер. Первым кораблем этого подкласса был “Лейтенант Ильин”, построенный на Петербургском Балтийском заводе. Этот корабль имел легкую 20 - мм покатую броневую палубу над машинным и котельным отделением, а выше ее, вдоль бортов, - коффердамы, набитые целлюлозой. Основное предназначение таких кораблей - нарушение морских коммуникаций противника и активная минная постановка.

Таким образом, к началу XX века крейсера российского флота разделились на три подкласса: крейсера 1 ранга - это броненосные и линейные крейсера; крейсера 2 ранга - неброненосные и бронепалубные крейсера; и третий подкласс - это минные крейсера.
"Служить бы рад, прислуживаться тошно"
Аватара пользователя
Сергей Ташкент
Почетный форумчанин
Сообщения: 2402
Зарегистрирован: 16 сен 2011, 10:35
Реальное имя: Джалол
Воинское звание: ст 2 ст
Откуда: Ташкент
Контактная информация:

Re: КРЕЙСЕРА

Сообщение Сергей Ташкент »

Извиняюсь! Это закрытая тема?!! Я вроде что то добавлял по теме! Про свой крейсер на котором служил? и крейсеры проекта 68 Бис,!!!!Он уже тоже история, если нет что сюда можно добавлять?! Спасибо!!!!
КСФ,Крейсер "Александр Невский", Бч-5, ЭТД, НКСТ.86-89.
Изображение
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: КРЕЙСЕРА

Сообщение Schultz »

Сергей, твое собобщение перенесено сюда.

Вообще здесь речь идет о старых (дореволюционной постройки) крейсерах. Если есть что о них рассказать, будем рады тебя услышать.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
BliG
Сообщения: 171
Зарегистрирован: 24 июн 2006, 12:01
Реальное имя: Геннадий
Воинское звание: ст.матрос
Откуда: Эстония

Re: КРЕЙСЕРА

Сообщение BliG »

"АВРОРА"
из wikipedia
Подводная часть крейсера не была утилизирована и по состоянию на 2011 год находится в затопленном состоянии у населённого пункта Ручьи Кингисеппского района[242][245]. Торчащие из воды части остова в 1980-х растащили на стройматериалы жители близлежащего посёлка[246]. В июле 2010 года к историческим обломкам впервые отправилась экспедиционная группа подводных исследователей из Москвы и Санкт-Петербурга, но проведению детального осмотра остова крейсера помешала плохая видимость под водой, вызванная сильным волнением[247][248].

Удалось по малой воде сфотографировать" останки"
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Связь, она как воздух, когда есть не замечаешь, когда нет задыхаешься.
"контр-адмирал А.Г.Головко"
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: КРЕЙСЕРА

Сообщение Schultz »

Гена, спасибо за фото. Честно говоря, совсем забыл о том, что у той "Авроры", которая сейчас в Питере, и на которой я побывал 2 года назад, донная часть - не "родная". А когда снимал?
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
BliG
Сообщения: 171
Зарегистрирован: 24 июн 2006, 12:01
Реальное имя: Геннадий
Воинское звание: ст.матрос
Откуда: Эстония

Re: КРЕЙСЕРА

Сообщение BliG »

На прошлой неделе , остатки причалов, то же впечатляют...ведь перед войной была полноценная база ВМФ...второй Кронштадт...С ейчас осталось немного... Арендует СДК .
Есть фото остальных руин по побережью.....но на телефоне....перекачаю. покажу.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Связь, она как воздух, когда есть не замечаешь, когда нет задыхаешься.
"контр-адмирал А.Г.Головко"
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: КРЕЙСЕРА

Сообщение Schultz »

Ждем.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Ответить

Вернуться в «Надводные корабли»