Переименование кораблей

Новости и информация о военно-морском флоте

Переименование кораблей

Сообщение MuRena » 18 апр 2007, 11:03

бпп писал(а):...мы,ветераны (до 1992г включительно) "Кирова" никогда свой корабль "Адмирал Ушаковым" не называем. И, думаю, еще много пройдет покалений "бесстрашновцев" пока они привыкнут тоже к чужому названию. Может, я и ошибаюсь - флот оторван от меня. Но не я от него - сегодня как раз получил диск из Питера об этом учении. Плюс видеоматериал о 5-летии 16 бсрк (Северодвинск). Там, кстати, промелькнул "ляп", что "Бесстрашному" вместе с именем и Краснознаменный флаг вручили. насклько я знаю, это не соответствует истине. Или ...?

Думаю, что затронутая тема имеет право быть отдельной веткой.
Как много кораблей начали переименовывать в постсоветское время... А ведь с названием уходит и часть души корабля.
"Корабль – это особое существо: и живое, и ласковое, и суровое, и благодарное.
Корабль – и дом твой и крепость, и университет и оружие, и отец и защита, и приют сотен товарищей твоих и соратников.
Ни одно флотское сердце никогда не сможет забыть родной корабль."
Леонид Соболев.
Аватара пользователя
MuRena
Глобальный модератор
Глобальный модератор
 
Сообщения: 1143
Зарегистрирован: 06 янв 2007, 00:41
Откуда: Североморск/Питер

Сообщение бпп » 18 апр 2007, 18:58

Для затравки http://news.yandex.ru/yandsearch?cl4url ... carrier%2F а вобще - серьезная тема. Этим :P тут не обойдешься. Надо проработать вопрос.
бпп
бпп
 
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:33

Сообщение бпп » 19 апр 2007, 21:07

Сразу скажу, что в данной теме я буду касаться только переименования атомного ракетного крейсера «Киров» (головной пр.1144).
Заложен на Балтийском заводе 26 марта 1973 г. и получил имя в честь выведенного из состава ВМФ знаменитого ветерана - Краснознаменного крейсера «Киров» (пр.26).
Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977 г. Выведен из завода 28 мая 1980г. без имени на борту. Уже в Североморске варили.
7 августа 1980г. командир Ленинградской военно-морской базы адмирал А.П.Михайловский на Красногорском рейде торжественно вручил кораблю Военно-морской флаг, с которым крейсер не расставался до 12 апреля 1981г., после чего нас стали величать Краснознаменный тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров». Краснознаменный флаг вручал командующий СФ адмирал В.Н.Чернавин.
Бардак с его «хоругвями» начался с самого начала:
1.Дата принятия корабля в состав ВМФ – 30 .12.80г.
2. Краснознаменный флаг вручили 12.04.81г.
3.Официально же ежегодное празднование – 9 мая .
Многие из нас знают знаменитые слова писателя Л.Соболева: «Корабль – это...» и т.д.
Что же получается на деле? Если имеется сравнение с живым существом, следовательно, не будет натяжкой аналогия с человеческим именем. Мы празднуем день рождения, когда именно мы родились, а не когда нас «обзовут» родители, правильно? В некоторых семьях имя ребенку придумывают заранее (как и в нашем случае). Если нет, то дается – месяц на регистрацию (может сейчас не так. Не знаю, меня пока это не коснулось). Следовательно, по моему разумению, датой рождения корабля следует считать дату его спуска на воду.
Еще раз подчеркну – речь веду о «застойном» времени (случаи, противоположные данному, я знаю, но специально пока не заостряю внимание). Итак, в СССР не могло быть, чтобы ТАКОЙ корабль заложили, но не спустили и не ввели бы в строй.
Зачем было огород городить: сначала флаг ВМФ, потом – Краснознаменный, но - 9 мая?
...С марта 1985г – у руля страны М.С.Горбачев. Началась «перестрелка». Конечно, качество наших кораблей было еще то, ничего уж не поделаешь – мы служили достойно. Вся закулисная борьба, к счастью, нам не была известна. А она была, и не простая.
«...В декабре 1986 года М.Горбачев дал указание Генеральной прокуратуре СССР прекратить уголовное дело в отношении лиц, замешанных в афере с приемкой от промышленности небоеспособных кораблей… (журнал «Собеседник» 1991г №14).
ГКЧП- 91г. У власти бывший преданный коммунист, ныне ярый антикоммунист Б.Н.Ельцин.
Открываю майский журнал 1992г. «Морского сборника» и вижу (см. фото).
Рассмотрим обстановку в Главкомате ВМФ на тот период:
ГК ВМФ – адмирал флота Чернавин В.Н. – декабрь 1985г по август 1992г.
1-й зам. ГК ВМФ – адмирал флота Капитанец И.М. – февраль 1988г по март 1992г.
НГШ ВМФ – адмирал флота Макаров К.В. – декабрь 1985г по сентябрь 1992
Командующий Северным флотом – адмирал Громов Ф.Н. – 1988- по август 1992гг
Обратили внимание на даты ухода с постов? Ясно, - НАЧАЛОСЬ!!!
Не знаю механизма присвоения имени кораблю, но понятно, что по кораблям 1-го и 2-го ранга никакой самодеятельности быть не могло и, в принципе, это правильно – все-таки они – корабли океанской зоны, «представительский класс». Решение, предполагаю, принимал ГенСек (конечно, с подачи ГК ВМФ и МОСССР)
В нашем же случае мотив переименования всех кораблей, носящих имя коммунистических лидеров и их младших товарищей – «комсомольцев» всякого рода понятен. Подчеркну, это моя версия.
...В апрельский день у кого-то в голове возникла гениальная мысль – а почему бы в преддверии дня рождения В.И.Ленина не прогнуться перед Президентом РФ? Причем, в случае удачи (а в этом автор «прожекта» не сомневался), милость монарха была обеспечена на все 100%. Не думаю, что БНЕ – и есть автор этой идеи. Не президентское это дело – бороться с коммунистическим прошлым на всех фронтах, на это есть командующие...
Действующего ГК ВМФ В.Н.Ч. можно фактическим ГК назвать с натяжкой, как и остальных – они уже «бегали с обходным листком». Да, уверен, они бы никогда и не пошли на такой мерзкий поступок. Кто-то был из окружения Главкомата ВМФ. Но – тогда КТО? Думаю, что имени этого подлеца мы никогда не узнаем. Хотя, с другой стороны, обязательно должны быть «подельники».
Скорее всего, это был кто-то из Главного Политического управления СА и ВМФ. Ибо только через эту контору обеспечивалось партийное влияние на все стороны жизни и деятельности военного человека. А падение их трона к тому периоду уже было лишь делом времени. Я плохо помню, может, уже и не было ГПУ как такового, но – не суть. Что-то там аналогичное было.
Что дальше? Автор, пусть даже без ведома своих непосредственных и прямых начальников, бежит со списком всех кораблей, коих надо срочно переименовать, к БНЕ. А то – сам рад-радешенк!!! Представляете, понимашь, какая удача?! Ай да «автор», ай да сукин сын – умеешь зрить в корень. Ведь это ж такое важное дело – борьба с коммунистическим наследием. Причем, очень вовремя. Конечно, Указ был подписан в одночасье. Очень надеюсь, что и Штаб ВМФ был не в курсе.
Так предали ТАРКР Киров, Калинин, Фрунзе, младших братьев - «комсомольцев». За давностью лет эмоции улеглись, но рана в душе и сердце осталась.
Что было дальше? На «Кирове» имя покрасили шаровой краской, на обвесы трапа вязью написали «Адмирал Ушаков». Так и стоял он до 99г обездвиженным, надеясь на ремонт. И снился ему океан, в котором так давно его не было. И сила-то была, и желание... Как Илья Муромец – с ножками неходящими. Много командиров на нем было с 92г, а как же – все-таки в личном деле запись «Командир войсковой части....» . И депутаты правильные, но заведомо не выполнимые, постановления принимали. Много чего было, кроме одного: реальной помощи, которой крейсер так и не дождался...Но и это не конец истории.

«Бесстрашный» стал «Адмиралом Ушаковым»
На главной базе Северного флота Российского ВМФ состоялась торжественная церемония присвоения имени нашего земляка, прославленного адмирала флота России Федора Ушакова, кораблю 1 ранга эскадренному миноносцу «Бесстрашный». Как стало известно РИА «Мордовия», на мероприятии присутствовал первый заместитель председателя Государственного собрания Республики Мордовия Владимир Литюшкин. Он подписал договор о шефских связях между Республикой Мордовия и экипажем эсминца. Как ожидается, на корабле будет создана комната боевой славы адмирала. Планируется, что на эсминце будут служить выходцы из Мордовии. На данный момент, в составе его экипажа четверо уроженцев республики. Ранее «Адмиралом Ушаковым» назывался атомный ракетный крейсер типа «Орлан». Этот корабль, имеющий тридцатилетнюю историю, долгое время простоял в ожидании ремонта у судоремонтного завода Звездочка» города Северодвинск. В итоге из-за финансовых проблем руководство ВМФ приняло решение исключить корабль из боевого состава ВМФ и разобрать его на металлолом.
…У боевого корабля "Адмирал Ушаков", стоящего у северодвинского причала, отобрали название. Славное имя с тяжелого атомного крейсера, головного в 1144-м проекте, с атомной энергетической установкой на борту, приказом главнокомандующего ВМФ России передали другому кораблю. Тоже боевому, тоже достойному, но имеющему свое не менее славное имя - "Бесстрашный".
Обиднее всего, что чувства людей, несущих службу на атомном крейсере, никто в расчет не принимает. Для них же, как и для большинства моряков, корабль - практически живое существо. Родное и близкое. И воспринимают моряки случившееся так, словно это родное уважаемое существо похоронили заживо. А ведь заслуги корабля в свое время были отмечены командованием ВМФ. В 1982 году экипажу вручили Красное знамя Военного совета Северного флота как лучшему надводному кораблю, а в 1984 удостоили вымпела "За мужество и воинскую доблесть".
… Однажды крейсер уже переименовывали. К боевой службе приступил он с названием "Киров". В перестроечных нововведениях имя первого секретаря Ленинградского обкома ВКП (б) стало неугодно - в мае 92-го корабль нарекли "Ушаковым". Имя русского флотоводца, причисленного православной церковью к лику святых, увы, не спасло крейсер от неразберихи в головах государственных мужей. Теперь корабль зовется просто цифирью, означенной на борту, - «090» (http://pravdasevera.ru/2004/07/24/7.shtml)
Еще интересный документ:
Из радиопередачи «Эхо Москвы» от 27.10.2005г
Корр. ... Тогда, Игорь, может быть еще и расскажешь об этой традиции передавать имена, потому что до того, как появился эсминец Ушаков, был корабль, который носил это же имя, сейчас он стоит на утилизации, да?
И. ДЫГАЛО: Я думаю, что тогда просто сама идея была прекрасной, и она была поддержана флотом. Флот не мог не поддержать эту идею, и корабль фактически был поставлен на завод для того, чтобы с ним произвести определенную работу. Но здесь необходимо четко понимать, что этот корабль был первым атомным крейсером, он раньше назывался крейсер «Киров», и, естественно, чтобы его модернизировать и вернуть к тому состоянию, в каком он был, необходимо было задействовать все производственные линии военно-промышленного комплекса Советского Союза. Но, естественно, Советского Союза уже не было, то есть затраты, ну просто баснословная сумма, очень большая, можно построить несколько кораблей, отремонтировать. Поэтому в этой ситуации я считаю, что все-таки имя перешло. Я думаю, что в перспективе, когда активизируется кораблестроительная программа, все-таки имя Ушакова появится и на борту крейсера...
В. ПЕПЕЛЯЕВ: Я хочу, кстати, ответить конкретнее на тот вопрос, который был задан. Традиция передавать имена кораблей существует со времен возникновения флота и во всех флотах мира. И в нашем флоте еще существует такая традиция, что если корабль был гвардейский или краснознаменный, то вместе с именем ему передается гвардейский флаг и гвардейская лента.
И. ДЫГАЛО: У вас же был гвардейский корабль «Москва»?
В. ПЕПЕЛЯЕВ: Нет, он не был гвардейским.
И. ДЫГАЛО: А сейчас гвардейский?
В. ПЕПЕЛЯЕВ: Я сейчас объясню. «Москва» назывался крейсером «Слава» при постройке, и когда его переименовали в «Москву» - ну это нужно было тогда сделать из разных соображений - то было принято решение, что тот гвардейский флаг, который был у крейсера «Слава» передать крейсеру «Москва». То есть он перешел не с именем, а с кораблем остался, тут немножко другая ситуация.
И. ДЫГАЛО: Я здесь добавлю. Дело в том, что сейчас в строю Черноморского флота есть крейсер «Москва», гвардейский крейсер ракетный. И имя крейсера, на котором служил Владимир Викторович, оно перешло к этому кораблю.
В. ПЕПЕЛЯЕВ: Имя перешло, да, а флаг остался с кораблем
Корр.: На этом придется поставить точку, потому что время нашей программы подошло к концу. Сегодня в гостях у нас был Владимир Викторович Пепеляев, заместитель начальника Главного штаба ВМФ, контр-адмирал …» (с 2006г – вице-адмирал)
Возвращение «Москвы»
(«Независимое военное обозрение» от 17.09.1999г.)
...Сегодня командиром ракетного крейсера «Москва» является капитан 1 ранга Валерий Владимирович Куликов.
- ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, в этой ситуации торжественное переименование в 1995 году ракетного крейсера «Слава» в «Москву» вряд ли можно назвать случайным?
- Безусловно. Вообще-то, на флоте всегда традиционно, без особого энтузиазма относились к переименованиям. Это касается сферы морских суеверий, уходящих своими корнями во времена петровского парусного флота, а возможно, еще глубже. Но в данном случае, да простит меня совет ветеранов «Славы», переименование подшефного крейсера считаю вполне логичным и заслуженным. По сути, столица стала крестной матерью для спасенного ею корабля, и его дальнейшая судьба уже просто немыслима без участия Москвы.

Вот так. И когда мне говорят, что корабль – существо живое, и на этих словах воспитывают новое поколение моряков, то мне хочется спросить: почему же неподсудны те, кто так поступает с живыми? Кто ответит кораблю, разве он виноват ?
бпп
бпп
 
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:33

Сообщение бпп » 19 апр 2007, 21:11

Что-то фото не крепится. Потом еше попробую
Последний раз редактировалось бпп 19 апр 2007, 21:37, всего редактировалось 1 раз.
бпп
бпп
 
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:33

Сообщение бпп » 19 апр 2007, 21:23

майский номер 1992г "Морского сборника"
Изображение
бпп
 
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:33

Сообщение бпп » 19 апр 2007, 21:28

"Киров" образца 1992г.
Изображение
бпп
бпп
 
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:33

Сообщение бпп » 19 апр 2007, 21:36

Это снимок с 25-летия подъема Краснознаменного флага. Северодвинск. 12.04.2006г. Кроме того, каждую последнюю субботу (в этом году - предпоследнюю, т.е. 21 апреля) апреля на Пискаревскрм мемориале собираются ветераны арткрейсера и крейсера атомного.
И вы там не услышите имя "Адмирал Ушаков". Только - КИРОВ.

Изображение
бпп
бпп
 
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:33

Сообщение бпп » 20 апр 2007, 09:12

Корабли переименовывались в разные времена, разными правителями, при различных государственных строях..
1. http://flot.sevastopol.info/history/names.htm
2. «...В канун празднования 60-летия Победы «Комсомолка» не раз писала о неоднозначном решении компании «МТФ-2» переименовать траулер «Леонид Гальченко» в честь первого мэра Мурманска Олега Найденова. Герой Советского Союза летчик-истребитель Леонид Гальченко защищал заполярное небо, сбил 36 немецких самолетов. Воевал в паре со знаменитым асом Виктором Мироновым, в честь которого названа одна из улиц нашего города...
Узнав в канун 60-летия Победы о переименовании судна имени ее мужа, она слегла в больницу с сердечным приступом
- Вы знаете, Екатерина Пахомовна Гальченко умерла, - голос Виктора Крикленко дрожал от еле сдерживаемых слез. - Мне вчера ее дочь из Махачкалы звонила...»
3. Каланов Н.А. "Имена подводных кораблей России"
4. «...Все корабли соединения именные. Еще в 1943 году ярославские комсомольцы взяли шефство над одним из кораблей. Затем появились "Новосибирский комсомолец", "Челябинский комсомолец", "Комсомолец Чувашии" и другие - по названиям можно было изучать географию матушки-России. Наступление на "комсомольские" названия начались во время перестройки. Магнитогорцы резко выступили тогда против переименования своего корабля, и лишь когда его вывели из боевого состава флота, лодка-преемница получила наименование "Магнитогорск"...
И так до бесконечности: на одном только Яндексе – 180 ссылок, на Рамблере- 150...
Но в основе самого факта всегда лежала ПОЛИТИКА. Поэтому все разговоры о какой-либо преемственности и «святости имени корабля для моряков» - не более, чем лицемерие. Да, для тех, кто стоит на мостике и несет службу на БП - имя свято. Но для тех, кто ими управляет "сверху" - простите...И ГК ВМФ в данном случае бессилен. Какие политики – такие и имена. Не имеет права ГК идти против Верховного. И это правильно.
Мое твердое убеждение: нельзя присваивать кораблям имена людей. У каждого найдется «свой скелет в шкафу».
Ладно, пусть будет так – сошлемся на зашоренность советского общества.
Посмотрим, что творится в псевдодемократическом нынешнем. Назвать тяжелый атомный крейсер именем правителя, у которого тоже не все чисто было с законностью – считаю тоже неправильным.
Ракетные крейсера пр.1164 «Адмирал флота Лобов» = «Маршал Устинов» -? По мне так, справедливее С.Лобов.
«Слава» = «Москва» - ? Чем им первое имя не понравилось? Ну пусть бы на каждой внутренней переборке висели стенды, на которых рассказывалось, что именно на деньги москвичей был отремонтирован корабль. Кто ж спорит? Но переименовывать весь крейсер – извините...

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П о с т а н о в л е н и е от 30 августа 1995 г. N 854 г. Москва
О переименовании кораблей, строящихся для Военно-Морского Флота
В целях увековечения памяти выдающихся деятелей российской истории Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
Переименовать строящиеся для Военно-Морского Флота:
1.эскадренный миноносец "Вдумчивый" проекта 956 (заводской номер 879)
в эскадренный миноносец "Александр Невский";
2. сторожевой корабль "Неприступный" проекта 11540 (заводской
номер 402) в сторожевой корабль "Ярослав Мудрый".
Председатель Правительства В.Путин

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИО ПЕРЕИМЕНОВАНИИ ПОГРАНИЧНОГО СТОРОЖЕВОГО
КОРАБЛЯ "ЯГУАР"
1. Переименовать пограничный сторожевой корабль 2 ранга
"Ягуар" (проект 1241.2, заводской номер 520) 3 отдельной бригадыпограничных сторожевых кораблей Калининградского региональногоуправления Федеральной пограничной службы Российской Федерации в пограничный сторожевой корабль 2 ранга "Минск".
2. Федеральной пограничной службе Российской Федерации
обеспечить финансирование названного в пункте 1 настоящего Указа мероприятия за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете для обеспечения деятельности Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации В.ПУТИН
Москва, Кремль 25 июля 2000 года N 1361
Вот поссоримся с Белоруссией – опять будем переименовывать?
Кстати, бпк (скр) «Сторожевой» ( В.Саблин) сослали на Камчатку, экипаж расформировали, но не переименовали.

Последний раз редактировалось бпп 04 май 2007, 20:06, всего редактировалось 1 раз.
бпп
бпп
 
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:33

Сообщение бпп » 20 апр 2007, 17:37

Корабль начинается с имени
Этой статьей, любезно предоставленной нам автором – Николаем Александровичем Калановым – мы открываем серию публикаций, посвященных именам кораблей. Статья была написана 10 лет назад, в 1989 году, однако основные идеи, отраженные в ней, остаются актуальными и сегодня. Одна из целей нашего проекта – напомнить о
незаслуженно забытых именах, составивиших славу и гордость российского флота.
Поэтому мы полностью солидарны с автором и вместе с ним обращаемся за помощью ко всем, кто располагает какими-либо материалами на эту тему. Присылайте Ваши материалы, мы их обязательно опубликуем.
Корабельные имена... Есть в них что-то магическое, вызывающее в нас различные чувства: гордость, любовь, презрение, обиду.
К сожалению, не смотря на обилие исторического и архивного материала, историками не изучены принципы и традиции наименования кораблей и судов отечественного флота в различные эпохи и периоды. Создаваемая ныне новая историческая дисциплина – каронимика (от греческого "карабос" – корабль, "онома" – имя) должна во многом решить эти и другие вопросы. В предлагаемой статье делается попытка проанализировать современные традиции наименования кораблей и судов
советского военно-морского флота.
Основные традиции и принципы наименования кораблей русского военно-морского флота были заложены его создателем – Петром I. К началу XX столетия, за более чем 200-летнюю историю отечественного флота, эти традиции сложились в определенную систему номинации, основным стержнем которой было – подбор названий кораблей в соответствии с его классом, назначением, боевыми и мореходными качествами. Огромное влияние имела
традиция преемственности имен героических кораблей.
Уже при постройке первых военных кораблей Петром I было узаконено, что утверждение и выбор имен военных кораблей является исключительной привилегией главы государства. Поэтому неслучайно многие названия отражали реалии существующего общественно-политического строя, его идеологию, нравы и вкус
представителей правящих кругов. Но даже с учетом всего этого нельзя не видеть, что при выборе имен кораблей на первом месте была забота о поднятии международного престижа России, о поддержании высокого воинского духа, воспитании у моряков чувства патриотизма, гордости за славную историю флота.
В годы революции и гражданской войны на флот пришли новые имена. Но особенно массовое "перекрещивание" боевых кораблей началось с 1922 года. Тогда же стала формироваться советская система наименования военных кораблей. Какова она, эта система? Хотелось бы написать, что она вобрала в себя самые лучшие традиции и имена из старого русского флота. Но увы, это не так...
В 20-30-х годах новым и старым кораблям стали присваивать в основном имена государственных, партийных и военных деятелей того времени, а также названия, отражающие революционные завоевания. С бортов кораблей исчезли почти все
дореволюционные имена. Была прервана одна из лучших традиций русского флота – традиция преемственности имен наиболее отличившихся боевой деятельностью кораблей. А ведь с этими именами сохранялась в веках и жила духовная связь моряков-предков и потомков. Можно смело утверждать, что до революции был создан целый мемориал исторических корабельных имен. На них воспитывались поколения морских кадров, прививалась любовь к флоту, уважение к его истории, гордость за Отечество. К сожалению, с исчезновением многих имен, забылись и целые страницы истории флота. Были уничтожены и канули в безвестность корабельные исторические реликвии. И мы забыли об этом, как будто бы это и не наша история, не наше великое прошлое.
Почему бы и в наше время не возродить древние корабельные династии имен: "Полтава", "Лесное", "Красное", "Память
Меркурия", "Самсон", "Не тронь меня"? Чем плохи для современных кораблей названия "Паллада", "Пересвет",
"Веста", "Кагул", "Рюрик", "Кореец", "Изяслав"? За каждым из них стоят подвиги русских моряков, доблесть слава и честь военно-морского флота. В этих именах история нашей Родины.
Впрочем, некоторые из героических имен-реликвий значатся в списках советского флота. Но кому они присваиваются? Не боевым, а вспомогательным или гражданским судам! Именно так и произошло с именами прославленных кораблей "Бородино" и "Гангут".
Не смогла наша система наименования в полной мере развить традицию преемственности названий кораблей, которые заслужили память о себе в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Ныне они употребляются только среди крупных боевых единиц, причем их количество составляет не более четверти. В
других классах кораблей таких имен нет вообще. Забыты корабли-герои революции и гражданской войны :"Амур","Потемкин","Прут",
"Прут", "Карл Либкнехт", "Пантера". Не нашли своих преемников орденоносцы и гвардейцы Отечественной: "Незаможник",
"Усыскин", "Лембит", "Красная Абхазия" и другие.
Зато треть современных наиболее мощных кораблей названа в честь военных деятелей времен Отечественной войны и послевоенных лет. Среди них 5 маршалов и 20 адмиралов. Нет сомнения в значительности вклада этих уважаемых военачальников в
победу над фашизмом и в повышение боеспособности наших Вооруженных Сил. Но почему такой односторонний подход? Почему в современном флоте нет ни одного корабля, названного в честь участников-героев революции, гражданской войны (за
исключением "Василий Чапаев")? Забыты и моряки, оставившие глубокий след в истории страны и военно-морского флота: Матюшенко, Шмидт, Дыбенко, Альфатер (кстати, это имя было в списках флота до 1945 года), Раскольников, Кожанов, Викторов и другие.
Мы в большом долгу перед этими людьми, чьи заслуги долгое время замалчивались или искажались. Один из таких людей – Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов. И в высшей степени справедливо, что теперь его имя носит современный боевой корабль.
Система "классовой" градации заслуг, в которой не берется во внимание служба и преданность своему Отечеству, оттерла в тень многих отечественных флотоводцев, талантливых мореходов и кораблестроителей.
В Советском Военно-Морском флоте ни разу не появлялись на бортах кораблей имена: основателя флота Петра Первого, адмиралов – Спиридова, Бутакова, Грега, Корнилова, кораблестроителей Скляева, Попова и многие другие.
Вчитываешься в названия современных кораблей, и возникает много вопросов.
Например, есть замечательная традиция именовать корабли в честь городов-героев и столиц наших республик. Многие из таких названий органично включили в себя память о знаменитых предшественниках: "Севастополь", "Новороссийск", "Таллин",
"Москва" , "Керчь". Однако, странно, что среди них нет городов-героев Бреста и Одессы. Но зато есть большой противолодочный корабль 1 ранга "Симферополь" и еще "Ульяновск". Чем эти города достойнее городов-героев?
В годы Великой Отечественной войны родилась хорошая традиция называть корабли в честь комсомольских организаций, собравших средств на их постройку. Многие из этих "комсомольских" кораблей героически воевали, а после войны передали свои имена новым. Появлялись и другие "комсомольцы". Сейчас в составе флота таких
кораблей уже за 40 и их количество до недавнего времени постоянно и неудержимо росло. Но почему? Ведь комсомольцы средств уже давно не собирают. Да и на флот служить не многие рвутся. Где гарантия, что эта уже извращенная традиция не будет продолжаться? Поводы всегда найдутся. Наверно, надо остановится, но при этом не стоит забывать и старые действительно заслуженные "комсомольские" имена.
Особенно не в почете среди моряков названия юбилейно-парадные, типа "50 лет шефства комсомола", "Имени XXV съезда КПСС", "Имени XXVI съезда КПСС", "Имени 70 лет ВЧК КГБ" и прочие. Пусть в идею такого наименования и хотели вложить новый смысл, пусть эти имена и соответствовали духу своего времени, но для флота такие
имена неприемлемы, по причинам, понятным любому моряку.
При упоминании таких названий приходят на память слова моряка, участника средиземноморской эскадры адмирала Сенявина, флаг-офицера Свиньина: "Никогда так не поражает странность имен некоторых наших кораблей, как при ответах капитанов,
когда опрашиваемы они бывают ночью часовыми. На вопрос "Кто едет?". Капитан должен назвать имя своего корабля и потому как странно слышать, что едет "Святая Елена", "Зачатие Святой Анны"..."
Все эти метаморфозы с именами советских кораблей, конечно являются отражением тех, болезней которыми страдала вся система наименования боевых кораблей, строго регламентирует, какие традиции существуют для наименования определенного класса
кораблей. Причем в ней узаконено, что самым мощным боевым кораблям должно соответствовать имя, никак не ниже фамилии видного советского государственного деятеля или военачальника. Вот почему у нас так много "фамильных" кораблей, в честь тех, кто правил нами в разные годы: так было при Сталине, не изменилось и
до сих пор. Именно поэтому приход к власти нового лидера всегда отличался волной переименования, в первую очередь, боевых кораблей.
В наши дни становятся известными многие "белые пятна" в биографии страны. Но гласность о истории корабельных имен только-только начинает проявляться в печати. Даже в новейших справочных изданиях типа ""Корабли и суда ВМФ СССР
1928-1945 гг.", вышедшем в 1988 году (!), не упоминаются многие названия военных кораблей, которые они носили в разные годы. Такая тенденция "забывчивости" появилась еще 60 лет назад. Тогда было запрещено где-либо упоминать, что некоторые боевые корабли носили имена руководителей партии и военачальников,
которые , став "врагами народа" были репрессированы или изгнаны из страны Сталиным. Только в иностранных источниках нынче можно узнать, что корабли "Гарибальди", "Красный Азербайджан", "Войков" в 20-е годы назывались "Троцкий", "Азард"именовался
"Зиновьевым", "Капитан Керн" – "Рыков". Немногие знают, что
Сталин отобрал имена у таких кораблей, как "Петровский" (стал именоваться "Железняков"), "Вострецов"("Дзержинский"), "Тухачевский" ("Водопьянов") и т.д.
Кстати, в начале 60-х годов имя Тухачевского носило военное вспомогательное судно ТОФа, но вскоре, почему-то оно было переименовано в "Камчатский комсомолец".
А вот более позднее проявление этой "забывчивости". После разоблачения культа личности Сталина, историки стали стыдливо умалчивать, что в составе флота воевали корабли с
названиями "Сталин", "Молотов", "Каганович". И уж совсем невозможно
где-либо найти упоминание о гражданских судах "Берия","Ягода",
"Н.Ежов", "Хрущев". А ведь некоторые из них участвовали в перевозке военных грузов. Как бы и теперь, когда стала известна нелицеприятная правда о многих прежних руководителей нашего государства, мы вновь не стали забывать имена и деятельность многих кораблей и судов, (а стало быть, и деятельность экипажей!),
названных одиозными фамилиями. Тем более, что еще совсем недавно в составе нашего флота числились "Маршал Ворошилов", "Калинин",
"Жданов". И тот факт, что один из современных авианесущих крейсеров "в целях увековечивания" собирались назвать "Леонид Брежнев" или "Маршал Брежнев" (ныне это "Тбилиси") красноречиво
говорит сам за себя. Несомненно, что наша советская система наименования военных кораблей нуждается в совершенствовании. Необходимо вдохнуть в нее новые идеи, возродить лучшие старые традиции, в том числе и дореволюционные. Тем более, что
потребность в духовной преемственности в нашем народе и его Вооруженных Силах ощущается все острее и настойчивее.
В Военно-Морском Флоте еще много безымянных кораблей, так называемых "номерных". А, наверно, нужно, чтобы каждый из них имел собственное красивое, гордое имя, свою память и историю. А хороших имен в нашей истории достаточно.
Необходимо отдать дань тем морякам, которые незаслуженно забыты. Надо более бережно относится к историческим корабельным реликвиям, создать историографии всех героических кораблей.
Безусловно, при выборе названия необходим более строгий отбор имен, нужна гласность и всеобщее их обсуждение. Ориентиром при этом должны служить здравый смысл и чувство истории. И тогда не будет названийбезликих, "парадных", "юбилейных",
"увековечивающих".
Подготовка материалов: Александр и Дмитрий Лопарёвы
бпп
бпп
 
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:33

Сообщение бпп » 20 апр 2007, 17:52

Каланов Н.А. "Имена подводных кораблей России"
Корабль начинается с имени /русская поговорка/
Имя корабля вызывает в моряке чувство, о котором коротко не скажешь, потому что оно очень тонко в своих проявлениях, скромно и не крикливо. Оно идет из самого сердца, из самых глубин прекрасной, мужественной морской души. Леонид Соболев Cтроительство первой русской подводно лодки непосредственно связано с именем создателя отечественного флота, Петра I. В 1718 году ему была подана челобитная от московского крестьянина Ефима Никонова, в которой он писал, что готов
изготовить судно, которое в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли и "ходить в воде потаенно", то есть скрытно, не показываясь из воды. Петр I оценил важность этого изобретения и в январе 1720 года дал приказ начать строительство подводного судна. Во всех официальных документах той поры его стали называть
"потаенным судном". Через четыре года на Галерном дворе в
Петербурге начали спуск на воду этого судна, но при этом было повреждено его днище и испытание не состоялось. После смерти царя изобретением Никонова перестали интересоваться и лодка "за ветхостью" пошла на слом.
"Потаенное судно" Ефима Никонова (1721 г.)Однако первое русское подводное судно не осталось в забытье. Благодарные потомки помнят о нем и гордятся его изобретателем. Не имея собственного имени, оно вошло в историю отечественного флота под названием "потаенное судно Никонова", а год начала его строительства можно считать годом зарождения подводного флота России.
В течение последующих десятилетий идея возможности строительства подводных лодок не покидала умов корабелов и инженеров, но для практической реализации не существовало технических возможностей. Систематическое строительство подводных кораблей началось в России после постройки в 1902 году инженером И.Г. Бубновым лодки "Дельфин".
Подводная лодка "Дельфин" (1904 г.) Со времен Петра существовал строгий порядок, по котором названия военных
кораблей утверждал глава государства - царь, или, от его имени, Морское Министерство (Адмиралтейств-Коллегия). К началу XX столетия Морским Министерством была разработана четкая система наименования кораблей, по которой определенному классу кораблей соответствовали определенные традиции наименования. По этой классификации подводные лодки "как новый вид оружия"
должны были носить "наименования: рыб, зверей и птиц, наиболее благозвучные и благородные". Эти имена должны были символизировать характер боевой деятельности лодок: скрытость и хитрость маневра, опасность и неожиданность нападения
Так на Балтийском и Черном морях появились подводные корабли:
"Кашалот", "Кит", "Ерш", "Угорь", "Вепрь", "Гепард", "Тигр" и даже мифический "Единорог".
Было несколько лодок с "нестандартными названиями. Так, на Северном флоте плавали "Почтовый" (построена по проекту С. Джевецкого) и "Святой Георгий" (названа по наименованию построившей эту лодку судостроительной фирмы
"Фиат-Сан-Джорджио"). В составе Балтийского флота числилась лодка "Фельдмаршал граф Шереметьев", построенная на средства добровольного пожертвования населения России, и названная в честь русского полководца, первого в России генерал-фельдмаршала , героя Полтавской битвы 1709 года.
Подводный минный заградитель "Краб" (1915 г.)Имена некоторых дореволюционных подводных лодок вошли в историю отечественного кораблестроения и боевую летопись флота. Прежде всего это первый в мире минный заградитель "Краб" и активные участники боевых действий в годы первой мировой
войны: "Тюлень", "Волк", "Морж", "Пантера".
Поистине героическую судьбу имеет упомянутая подводная лодка "Пантера". Построенная в августе 1916 года, она стала единственной в мире лодкой, участвовавшей в трех войнах: империалистической, гражданской и Великой Отечественной. В компанию 1916 года ее экипаж уничтожил канонерскую лодку и
повредил еще один корабль противника - это были ее первые победы. После Октябрьской революции "Пантера" участвовала в легендарном Ледовом походе Балтийского флота, в обороне Петрограда с моря, в боях против белофинских кораблей на Ладожском озере. 31 августа 19191 года "Пантера" потопила у острова
Секар новейший английский эскадренный миноносец "Победитель". Так был открыт боевой счет вражеским кораблям, потопленным советскими подводниками! Этот подвиг сделалимя "Пантера"известным всему миру. Оно вызвало радость и восхищение защитников Советской республики и лютую злобу врагов. После гражданской войны лодка служила для подготовки кадров подводников. В конце 1922 "Пантера" сменила название на "Комиссар", однако моряки продолжали называть ее прежним именем. Так
они проявляли любовь и верность к своему кораблю, тем более, что с именем "Пантера" были связаны славные боевые подвиги.
В годы Великой Отечественной войны лодка совершила боевой разведывательный поход, а затем ветеран использовался как подзарядная станция. Почти 40 нелегких морских лет прослужила
эта лодка. Ныне для ее ветеранов-моряков учрежден специальный памятный знак "Память "Пантеры"", - это единственная в нашем флоте отличительная награда, связанная с именем подводной лодки.
Новую страницу в истории корабельных имен открыла Великая Октябрьская социалистическая революция. Моряки Рабоче-Крестьянского Красного флота положили начало советским традициям в наименовании кораблей. Еще в годы войны, в мае 1920
года, лодка "Святой Георгий" первой из числа советских получила новое "пролетарское" имя - "Коммунар". В этом же году, в июле, на Черном море, в Николаеве была спущена подводная лодка
типа "АГ" ("Американский Голланд" - название фирмы, изготовившей корпуса и детали) - АГ-23 и заложена новая подлодка АГ-24. По этому случаю состоялся митинг, на котором моряки единодушно проголосовали, чтобы АГ-24 получила имя Анатолия Васильевича Луначарского, в честь прибывшего по указанию В. И. Ленина
уполномоченного ЦК коммунистической партии. Следующие лодки из этой серии получили имена: АГ-25 стала "Им. тов. Троцкого", АГ-26 - "Им. тов. Каменева". После окончания Гражданской войны началось восстановление военного флота. Старые подводные лодки ремонтировались, укомплектовались материальными средствами и
экипажами, возобновлялись прерванные войной работы по строительству новых судов. В начале 1923 года многие боевые корабли советского военно-морского флота получили новые имена, в которых отразился дух того революционного времени. Пафос
классовой борьбы отразился в новых традициях. На бортах боевых кораблей появились имена, прямо указывающие , чьи интересы и какие идеалы защищают красные моряки. На защиту балтийских границ вышли лодки: "Рабочий", "Батрак",
"Пролетарий", "Коммунар", "Товарищ", "Краснофлотец", "Красноармеец", "Комиссар", "Большевик". Черноморские рубежи оберегали "Шахтер" (бывшая "Незаможный" (до 31.12.1922 - АГ-23), "Марксист" (бывшая "Им. тов. Троцкого"), "Политработник"
(бывшая "Им. тов. Каменева"), "Коммунист" (бывшая "Им. тов Луначарского").
Переименование трех последних лодок можно объяснить тем, что к этому времени в военно-морском флоте было принято правило, по которому именами руководителей партии и государства называли эскадренные миноносцы, а подводные лодки должны
были носить революционные имена-символы. Так появились корабли "Сталин", "Троцкий", "Зиновьев", "Рыков" и др. Конечно, по современным меркам, не принято, чтоб при живом человеке в его честь именовали боевые корабли, но в то время это воспринималось как вполне естественное проявление уважения к людям, имеющим
большие заслуги в революции и гражданской войне. Тем более, что восстановление флота было действительно предметом неустанных забот партийно-правительственных органов. Кроме частных посещений партийными деятелями кораблей, ширилось
персональное шефство глав правительства над их экипажами. Например, председатель Реввоенсовета СССР М.В.Фрунзе стал почетным моряком подводной лодки "Политрук" (бывшая "Нерпа"), а Генеральный секретарь ЦК ВКП/б/ И.В.Сталин был
прикомандирован качестве почетного краснофлотца-подводника к лодке "Коммунист".
В 1925 году Реввоенсоветом республики была принята новая
программа военного кораблестроения, в которой ведущее место уделялось строительству подводных лодок. Поэтому первым боевым кораблем, спроектированным советскими инженерами стало подводное судно. Этот проект воплотился в серию подводных лодок:
"Декабрист" (Д-1), "Народоволец" (Д-2), "Красногвардеец" (Д-3), "Революционер" (Д-4), "Спартаковец" (Д-5), "Якобинец" (Д-6). Эти символические имена непосредственно связаны с российским и международным революционно-демократическим движением. Они были как бы продолжением уже сложившейся традиции наименования советских лодок, которая не только отражала этапы борьбы трудового народа за свободу, но и подчеркивала преемственность
поколений бойцов, веру советский людей в идеалы революции.
Среди перечисленных названий необходимо пояснить имя "Спартаковец" (расшифровка веществ не представляется сложной. Так была названа подводная лодка Д-5 в память
о членах революционной организации "Союз Спартака", созданной во время первой мировой войны лидерами социал-демократической партии Германии. Они боролись против интервенции в страну Советов и всеми средствами разоблачали грабительский характер войны.
К сожалению, при наименовании последующих подводных лодок произошли некоторые нарушения сложившейся традиции. Так, при строительстве минных заградителей планировалось, что первый из них будет называться "Ленинец" /Л-1/, а далее пойдут "Марксист" /Л-2/, "Большевик" /Л-3/, Гарибальдиец" /л-4/, "Чартист"/Л-5/, "Карбонарий" /Л-6/. Однако, в процессе постройки лодки Л-2 и Л-3 были переименованы соответственно в "Сталинец" и "Фрунзец". Таким образом было нарушено старое морской правило, по которому в составе морского флота не должно было быть двух кораблей, названных в честь одного человека, даже если их названия не схожи.
С такого прецедента родилась новая традиция наименования советских подводных лодок. Следующими "именными" лодками стали: "Ворошиловец" /Л-7/, "Дзержинец" /Л-8/, "Кировец" /Л-9/, "Менжинец" /Л-10/. В 1936 году Главный Совет ВМФ принял
решение, что будущие лодки из серии 2ленинцев", будут носить имена "Свердловец" /Л-11/, "Молотовец" /Л-12/, "Куйбышевец" /Л-13/, "Калининец" /Л-14/, "Чапаевец" /Л-15/, "Блюхеровец" /Л-16/, "Ежовец" /Л-17/, "Смирновец" /Л-18/, "Горьковец" /Л-19/.
Рождение этих названий было прямым проявлением утвердившегося в те годы культа "вождей народа". Появление каждого из них преподносилось в печати, как "выражение воли трудового народа и его любви" к лидерам партии. В действетельности ни одно из этой серии имен не могло пройти бей утверждения "отцом флота" - Сталина. Именно от его "царской" благосклонности зависели имена кораблей и судов флота. Однако, такая практика наименования кораблей часто давала сбои. Каждая волна репрессий, проносившаяся по высшим эшелонам власти, заставляла переименовывать корабли, названные, как выяснялось, именами "врагов народа". А их было не мало:
Троцкий, Зиновьев, Каменев, Рыков, Блюхер, Смирнов, Тухачевский, Ежов и др. Чтобы прекратить частые на флоте переименования кораблей, в середине 1938 года Главный совет ВМФ принял решение, чтобы впредь не присваивать собственные имена подводным лодкам и эскадренным миноносцам, а давать им только литерно-цифровые наименования.
Поэтому лодкам из серии "ленинцев", начиная с Л-11, названия не
присвоили и они на флоте под номерами. Были и в советском подводном флоте и другие традиции наименования кораблей.
Например, у лодок серии Щ - "щуки", применялась старая морская традиция - давать "рыбьи" имена: "Щука" /Щ-301/, "Окунь" /Щ-302/, "Ерш" /Щ-303/ и другие. Всего в составе довоенного флота было более 40 лодок с "рыбьими" названиями.
Примечательна судьба строительства и наименования лодки из этой серии - Щ-304. В 1922 году, на основе указаний В. И. Ленина и ЦК Партии, учитывая исключительно важное значение флота в обороне страны, V съезд РКСМ взял шефство комсомола над Красным Военно-Морским флотом. В день 12 годовщины РККА ЦК ВЛКСМ принял решение собрать средства и построить через год подводную лодку, наименовав ее "Комсомолец". В газете "Комсомольская правда" в поддержку этого почина был опубликовано стихотворение Владимира Маяковского "Подводный комсомолец":
Пугая вражьи корабли,
Гудком разиньте глотку,
На комсомольские рубли
Мы выстроим подлодку.
Молодежь горячо откликнулась на патриотический призыв. Ровно через год 23 февраля 1930 года, в день Советской Армии состоялась закладка подводной лодки Щ-304, которую назвали "Комсомолец". Так было положено начало традиции строительства подводных лодок с "комсомольскими" именами. Интересно отметить, что в эти же годы в составе Краснознаменного Балтийского флота вошла бывшая английская подводная лодка Л-55. Во время гражданской войны она участвовала в интервенции англичан против нашей страны. 4 июня 1919 года, недалеко от Кронштадта артиллерийским огнем
эскадренного миноносца "Гавриил", Л_55 была потоплена. В конце 1929 года специалистами Эпрона она была поднята и после восстановления субмарина начала служить служить под красным флагом. "Англичанке", как шутливо называли ее моряки, оставили прежний номер - Л_55. Сделано это было в духе старой морской
традиции. Еще Петр I оставлял плененным кораблям их прежние наименования, после их входа в состав российского флота. И в данном случае, "англичанка" должна была напоминать нашим врагам, что военный флот бдительно стоит на страже границ страны Советов.
После 1940 года в ВМФ СССР вошли бывшие лодки буржуазной Эстонии: "Лембит", "Калев" и Латвии: "Ронис", "Спидола", названные так в честь былинных и народных героев народов Прибалтики.
Среди советских лодок, имеющих собственные имена, были и три лодки типа "П". Их назвали в честь центральных газет партии большевиков: "Правда", "Звезда", "Искра" (первоначально хотели назвать "Правдист", "Чекист", "Искровец").
Не все подводные корабли имели персональные имена большинство служили под бортовыми номерами. Они, как тогда говорили, были "номерными". Моряки ласково называли их просто: "Малютками" (лодки типа "М"), "Катюшами" ("К"), "эсками" или "сталинцами" ("С"), "ленинцами" ("Л"). Каждая из этих лодок имела свою судьбу и
оставила память в нашем народе. Всего же за 13 лет прошедших после закладки первой лодки, к 22 июня 1941 года в составе Советского флота числилось 212 субмарин.
Суровым испытанием для всей нашей Родины явилась Великая Отечественная война. Она убедительно доказала боевую ценность подводного флота, высокий героизм и мастерство советских подводников. Несмотря на все трудности продолжалось
строительство и модернизация кораблей.
Во время войны флотскому командованию пришлось изменить свое решение о запрещении наименования подводных лодок от 1938 года. Этому предшествовали следующие события. В конце 1942 года, вдова флотского политработника Л.М.Лободенко, обратилась к правительству с просьбой обратиться с призывом к женам моряков собрать средства на строительство подводной лодки - "Месть". 18 июня 1843 года лодка под таким именем вступила в строй. Патриотическое движение североморцев нашло широкий отклик среди советских людей. Вскоре флот пополнился новыми лодками, построенными на сбережения трудящихся: "Рыбник Донбасса" (М-202), "Героический Севастополь" (С-14), "Иркутский рыбак" (М-203),
"Колхозница" (С-15), "Советская Сванетия" (С-17), "Герой Советского Союза Нурсеитов" (С-16). Кстати, это последняя подводная лодка, собранная на средства комсомольцев Казахстана, была названа в честь живого человека. Связист бригады морской пехоты Нурсеитов не погиб в бою, а попал в плен. После войны он вернулся на родину.
В годы войны еще больше расширилась традиция строительства лодок на средства комсомольцев и молодежи страны. Всего за период войны на их средства было построено 16 подводных кораблей.
Из них комсомольская флотилия пополнилась лодками: "Ярославский комсомолец" (м-104), "Челябинский комсомолец" (М
105), "Новосибирский комсомолец" (М-107),
"Ленинский комсомол" (М-106). Закончилась война, на флот пришли новые, более мощные корабли.
Новое поколение военных моряков продолжает бережно хранить славные традиции советских подводников. И, как заведено, лучшей памятью о погибших и доблестно воевавших кораблях военной поры служат их имена на бортах новых кораблей.
В "ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина и в целях воспитания военных моряков на славных революционных и боевых традициях" современной атомной ракетной подводной лодке присвоено наименование "Ленинец". Это имя она
унаследовала от героической дизельной лодки воевавший на Балтике и погибшей при выполнении боевого задания в ноябре 1941 года. Имена заслуженных североморских лодок-героев приняли современные атомоходы: "Ярославский комсомолец",
"Челябинский комсомолец", "Красногвардеец".
Продолжал развиваться традиция "комсомольских"
имен: "Ульяновский комсомолец", "Псковский комсомолец", "Магнитогорский комсомолец" и т.д.
Первая атомная подводная лодка пр. 627 "Ленинский Комсомол"
Особую память о себе оставил атомоход "Ленинский комсомол". Его моряки показали, что они достойны памяти славного предшественника одноименной лодки М-106, погибшей в дни войны. В 1962 году "Ленинский комсомол" впервые в истории
Советского ВМФ совершил длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана. Имя этого корабля навсегда увековечено на карте мира: "Ленинский комсомол" - так названа одна из вершин подводного хребта Гаккеля в Северном Ледовитом океане. Это единственное географическое название на карте мира в честь
советской подводной лодки. Конечно, прошедшие после войны события в нашей стране нашли свое отражение в наименовании кораблей. не все их названия можно назвать удачными. Были среди них и "парадные", "юбилейные" типа "50 лет СССР", "60 лет Великого Октября". Такие "неморские" имена, всегда не нравившиеся морякам, еще к тому же и не удобны.
Да и традиция "комсомольских" имен продолжалась исключительно давлением "сверху". Дело дошло до того, что ныне в составе флота более 50 кораблей и лодок с "комсомольскими" именами. А целесообразно ли продолжать эту традицию, ведь комсомольцы уже средств не собирают, да и сам комсомол уже не тот.
И все же. Необходимо сохранять боевые традиции советских подводников. Пусть продолжает жить прекрасная традиция преемственности, по которой новым атомным кораблям передаются имена кораблей-героев. И эти имена всегда будут воспитывать
новые поколения советских людей, защитников нашей Родины.


Об автореКаланов Николай Александрович 1956 г.р. Окончил Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище. В течение 20 лет служил в Вооруженных Силах
СССР в морских и космических войсках. Автор 40 статей на морскую тематику. Основная тема статей - морской фольклор, суеверия, поверия, история флота, история наименования кораблей. Автор 3 книг: "Адресная книга коллекционеров" М.. 1989 г.; "Как зарегистрировать свое дело в Москве?" М., 1992; "Море - великий
путь". Сборник пословиц и поговорок народов мира о море, моряках и рыбаках, флотской службе и рыбацком промысле, морской флоре и фауне. М., 1995.
бпп
бпп
 
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:33

Сообщение BOXER » 11 май 2007, 23:55

А кто знает откуда еще в доперестроечном 1983г или около того взялось название у вполне приличного корабля СИМФЕРОПОЛЬ хотя предполагаемые ЖУКОВ и БУДЕННЫЙ были не лучше но хотя бы логичнее
И как избежал вполне заслуженного переименования (с моей точки зрения )КУЛАКОВ ?
BOXER
 
Сообщения: 205
Зарегистрирован: 06 янв 2007, 16:49

Сообщение бпп » 12 май 2007, 09:24

BOXER писал(а):А кто знает откуда еще в доперестроечном 1983г или около того взялось название у вполне приличного корабля СИМФЕРОПОЛЬ хотя предполагаемые ЖУКОВ и БУДЕННЫЙ были не лучше но хотя бы логичнее
И как избежал вполне заслуженного переименования (с моей точки зрения )КУЛАКОВ ?

1.Думаю,что сие разуму не подвластно :lol: . Всю свою зрелую военно-морскую жизнь просто МЕЧТАЮ встретиться со спецом, знающим эту кухню. Но-увы! 8)
2.По "Кулакову" лучше обратиться к MuRena - не так там все безнадежно :?:
3.Хорошо, пусть наша МД претерпела демократические :shock: изменения,ладно...Но называть именем С.Горшкова :?: :!: пусть даже супер...(забыл, что там они построили,-фрегат, корвет-?) - немыслимо. Выйдет (?) из ремонта тот же "Кулаков",который в 2 раза больше "Горшкова" и... А как остальные 19 единиц ? А обещанный :cry: через 15-20 лет авианосец :roll: ,какое он будет иметь имя? Сдуру вдруг еще "Борис Ельцин" назовут :?:
бпп
бпп
 
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:33

Сообщение BOXER » 12 май 2007, 23:13

В данной ситуации видимо уместно вспомнить историю наименования лихого САХАРА из Соболевского Летучего Голландца. Кстати переименования иногда приносили пользу-по данным супостата количество кораблей РККА удваивалось. Сейчас такая фишка не проходит -болтливы-с мы стали.
BOXER
 
Сообщения: 205
Зарегистрирован: 06 янв 2007, 16:49

Сообщение бпп » 13 май 2007, 14:11

BOXER писал(а):...Кстати переименования иногда приносили пользу-по данным супостата количество кораблей РККА удваивалось. Сейчас такая фишка не проходит -болтливы-с мы стали.

Полностью с Вами согласен :!:
1.Если раньше корабли 3-4 рангов,за редким исключением, носили только бортовые номера, то сейчас,куда ни глянь,- все имеют имена собственные :lol:
2. Меня самого ввело в заблуждение,когда увидел по ТВ сюжет про Атлантику, где ЭМ "Бесстрашный" назвали "Адмиралом Ушаковым" :roll: А если вспомнить эпопею с бортовыми номерами... 8) Утром придешь на 7 эскадру - сплошь новые корабли :roll: Не сколько ЕГО,а самих себя запутывали :wink:
3.Так и получается: были корабли - не было имен, не стало кораблей - все сплошь именные. :P
4. Да, слишком много болтливых :evil: Одна БЕЛЛОНА чего стоит!!!Нашел тут один форум (ИНДЕКСЫ ВиВТ), где вообще беспредел творится :!: Каюсь, не выдержал пару раз - пришлось свою лепту внести в истину :oops: ,потом одумался :lol:
бпп
бпп
 
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:33

Сообщение бпп » 13 май 2007, 14:55

Мне нравится одна старая поговорка : "Умный всегда найдет выход из любого сложного положения...А мудрый - никогда в него не войдет".
бпп
бпп
 
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:33

След.

Вернуться в Новости и информация о ВМФ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron