Флот России ХХI века
Пробовал в разное время суток - не пускает:YamatoRu писал(а):а можно еще какую-нибудь ссылку, эта чего-то не работает,точнееговорит подождите до полуночиMuRena писал(а):Наткнулся тут в сети на СОСТАВ ВМФ РОССИИ. Пробежался по структуре Северного флота - информация довольно-таки точная :idea:
The daily bandwidth limit for this customer has been exceeded. Try again after midnight, EST.
Click here for more information.
можно здесь список разместить? или еще варианты
Июль месяц всегда был особенно флотским- разгар учебного года День ВМФ морские парады и пр. Этот год не стал исключением. Особенно я порадовался за наших корабелов.
16 июля в Зеленодольске заложен новый СКР пр 11663 и заказан еще один.
На Адмиралтейских верфях в моем Питере полным ходом идет строительство или подготовка к строительству 4-х ДЭПЛ и еще 3-х несколько медленнее а на Северной верфи к 4 корветам и фрегату добавятся еще 3 фрегата пр.11356.Я не говорю о испытании на Балтике еще 2-х РКА пр.12418с ПКР Уран и о строительстве очередного разъездного катера пр.21270 типа VIP-яхты.
Единственно что огорчает что вся эта красота достанется не нам а Алжиру Индонезии Вьетнаму Индии даже Венесуэле А поскольку за экспорт идут живые у.е. строительство будет идти ударными темпами а бюджетный Российский флот-подождет!
16 июля в Зеленодольске заложен новый СКР пр 11663 и заказан еще один.
На Адмиралтейских верфях в моем Питере полным ходом идет строительство или подготовка к строительству 4-х ДЭПЛ и еще 3-х несколько медленнее а на Северной верфи к 4 корветам и фрегату добавятся еще 3 фрегата пр.11356.Я не говорю о испытании на Балтике еще 2-х РКА пр.12418с ПКР Уран и о строительстве очередного разъездного катера пр.21270 типа VIP-яхты.
Единственно что огорчает что вся эта красота достанется не нам а Алжиру Индонезии Вьетнаму Индии даже Венесуэле А поскольку за экспорт идут живые у.е. строительство будет идти ударными темпами а бюджетный Российский флот-подождет!
- drakon
- Почетный форумчанин
- Сообщения: 2233
- Зарегистрирован: 20 янв 2006, 15:02
- Реальное имя: Александр Тимофеевич
- Воинское звание: Капитан 2-го ранга
- Откуда: СССР
- Контактная информация:
А это сообщение, я бы пристегнул к этомубпп писал(а):...адмирал Масорин говорил о возможности захода в Черное море и базировании в Новороссийске авианосца «Адмирал Кузнецов».
Костя и то был скромнее- Я Вам не скажу за всю Одессу.....
А у нас кому не лень (я не о присутствующих )готовы говорить за всю Россию и его ВМФ о коем имеют смутное представление!
Такая же дискуссия была после Цусимы пока не нашелся человек убедивший думу и поддержанный властью!
И худо-бедно стали строить и Лк и КР и ПЛ и ЭМ! Идо сих пор спорят -надо было-не надо а флот соответствующий чуть не построили если бы страну не про......!
А у нас кому не лень (я не о присутствующих )готовы говорить за всю Россию и его ВМФ о коем имеют смутное представление!
Такая же дискуссия была после Цусимы пока не нашелся человек убедивший думу и поддержанный властью!
И худо-бедно стали строить и Лк и КР и ПЛ и ЭМ! Идо сих пор спорят -надо было-не надо а флот соответствующий чуть не построили если бы страну не про......!
В результате распада СССР одни группировки флота подверглись
разделу, другие – лишились баз. Пришло в упадок военное
кораблестроение. Большинство кораблей и судов для ВМФ, находившихся в постройке, остались недостроенными, а закладка новых практически прекратилась. Результатом этого стало стремительное устаревание состава флотов.
Усилия по изменению ситуации прилагаются с 2002 года. Недавно была принята программа строительства и перевооружения флота на 2006-2015 годы, ориентированная на строительство кораблей не океанской, а ближней и дальней морских зон. Общий уровень затрат на новое кораблестроение и закупку боевой техники для флота за последние пять лет вырос примерно в 4 раза, что позволило перейти к закладке головных образцов кораблей новых проектов. Тем не менее все это пока неспособно переломить сохраняющиеся негативные тенденции.
Морские стратегические ядерные силы Сохранение и развитие морских стратегических ядерных сил (МСЯС)
объявлено главным приоритетом развития ВМФ России, а общая сумма
затрат на них за последние два года составляет до 2/3 средств,
выделяемых на все военное кораблестроение.
По условиям советско-американского договора ОСВ-2 1979 года, ВМФ СССР разрешалось иметь 62 атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ).
К настоящему времени в составе российского флота
осталось лишь 12 действующих лодок – шесть ПЛАРБ проекта 667БДРМ («Дельфин») постройки 1980-х годов, вооруженных каждая 16 жидкостными баллистическими ракетами (БР) Р-29РМ (несут по четыре ядерные боеголовки) и шесть более старых лодок проекта 667БДР («Кальмар»), имеющих по 16 ракет Р-29Р (по три боеголовки).
«Кальмары» доживают последние годы, а лодки проекта 667БДРМ проходят ремонты и модернизацию, что позволит продлить срок их службы минимум до 2020 года. Начато их перевооружение модифицированными БР Р-29РМУ2 «Синева», способными нести до 10 боеголовок. Первые четыре серийные «Синевы» были поставлены в 2006 году, а на 2007 год заказано еще 12 ракет.
Одновременно в Северодвинске начато строительство ПЛАРБ нового четвертого поколения проекта 955 («Борей»), первая из которых – «Юрий Долгорукий» была заложена еще в 1996 году, а спущена на воду в апреле 2007 года. Предполагается, что в конце 2007 года она приступит к ходовым испытаниям. В 2004 году была заложена вторая лодка проекта – «Александр Невский», а в 2006 году третья – «Владимир Мономах». Всего к 2015 году намечается ввести в строй пять таких лодок и еще три иметь в постройке. Каждая ПЛАРБ проекта 955 будет нести по 16 новых твердотопливных БР Р-30 «Булава» (шесть боеголовок на каждой ракете). При этом количество ракет на лодках может увеличиться, начиная с ПЛАРБ «Александр Невский». С учетом продолжающихся проблем с финансированием это означает, что ввод в строй новых ракетоносцев неизбежно затянется.
Для испытаний «Булавы» была переоборудована последняя из оставшихся в строю ПЛАРБ проекта 941 («Тайфун») «Дмитрий Донской».
Подводные силы
В настоящее время ВМФ России по количеству атомных подводных лодок (АПЛ) уже уступают ВМС США и имеют тенденцию к дальнейшему сокращению. Особенностью ВМФ СССР являлось наличие в их составе специализированных АПЛ, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами и предназначенных, прежде всего, для борьбы с американскими
авианосными соединениями. К сегодняшнему дню из нихосталось лишь 10 подводных крейсеров проекта 949А («Антей»), каждый из которых вооружен 24 сверхзвуковыми крылатыми ракетами П-700 «Гранит». Однако в условиях, когда приоритет в финансировании отдан МСЯС, ВМФ оказался явно не способным в должной мере содержать почти столь же дорогие
подводные «противоавианосные силы», и большинство этих лодок находятся в неудовлетворительном состоянии; строительство еще одной («Белгород») прекращено. К этому типу лодок относился и погибший в 2000 году «Курск».
Из многоцелевых АПЛ в составе ВМФ осталась 21 единица, из которых наиболее современными являются лодки третьего поколения: 13 лодок проекта 971 («Барс») и три – проекта 945 и их модификации, а также пять более старых АПЛ второго поколения проекта 671РТМК (из 26 построенных). Строительство новых атомных подлодок для российского флота практически не ведется, лишь АПЛ «Нерпа» проекта 971И достраивается в Комсомольске-на-Амуре для Индии.
Еще в 1993 году на Севмашпредприятии была начата постройка головной атомной подводной лодки четвертого поколения проекта 885 («Ясень»), названной «Северодвинск», однако строительство превратилось в долгострой, и лодка будет окончена не ранее 2010 года.
Флот дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) представлен в настоящее время в России 18 субмаринами проекта 877 (еще шесть уже списано) и одной старой проекта 641Б. На Адмиралтейских верфях в 1997 году была начата постройка ДЭПЛ «Санкт-Петербург» нового проекта 677 («Лада»). Спущенная на воду три года назад, она из-за большого количества недоделок до сих пор проходит испытания. Тем не менее в последние два года было заложено еще две лодки этого типа – «Кронштадт» и «Севастополь», а всего к 2015 году их планируется иметь не менее четырех.
СПРАВКА
Современный состав ВМФ России: 12 ПЛАРБ, 31 АПЛ, 19 ДЭПЛ, 1 ТАВКР, 5 ракетных крейсеров, 9 эскадренных миноносцев (три в строю), 10 больших противолодочных кораблей (девять в строю), до 35 малых противолодочных кораблей, 24 больших десантных кораблей (БДК), 8 сторожевых кораблей, 1 малый артиллерийский корабль, до 16 малых ракетных кораблей, 2 СВП, около 30 ракетных катеров, несколько минных тральщиков.
Надводные силы
В феврале 2005 года тогдашний главком ВМФ Владимир Куроедов заявил, что после 2010 года ожидается массовый и невосполнимый вывод из эксплуатации боевых кораблей, и в результате к 2020 году в боевом составе останется не более полусотни единиц, с помощью которых Россия не сможет решать задачи по обеспечению национальной безопасности даже в ближней морской зоне. На Северном и, в меньшей степени, на Тихоокеанском флотах финансирование надводных сил еще ведется в объемах, позволяющих обеспечить боевую устойчивость ПЛАРБ в прибрежных районах. На Балтике и Черном море флоты за последние годы буквально превратились во флотилии и утратили боевое значение, будучи способны выполнять лишь небольшой круг боевых задач.
Единственный в нашем флоте авианесущий корабль – первый и последний построенный в СССР тяжелый авианесущий крейсер с трамплинным стартом и горизонтальной посадкой самолетов «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проекта 11435. Его техническое состояние удручает, и боеспособной единицей он не является. Дело усугубляется трудностями с подготовкой летчиков для составляющего основу авиагруппы крейсера 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, в котором сейчас насчитывается 19 самолетов Су-33. Что же до строительства новых авианосцев, то, хотя проектные работы в этом отношении ведутся, совершенно ясно, что по экономическим условиям это является
делом отдаленного будущего.
Из крупных надводных кораблей в строю ВМФ остаются два тяжелых
атомных ракетных крейсера проекта 1144 – «Петр Великий»
и «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин»), вооруженные крылатыми ракетами «Гранит» (еще два корабля выведены из состава флота), а также три газотурбинных ракетных крейсера проекта 1164 – «Москва» (бывший «Слава»), «Маршал Устинов» и «Варяг» (бывший «Червона Украина») – с ракетами «Вулкан».
Сложная ситуация сложилась с эскортными боевыми кораблями.
Основная проблема паротурбинных эскадренных миноносцев проекта 956 («Современный») – малонадежные высоконапорные котлы, требующие затратного и высококвалифицированного технического обслуживания, которое российский ВМФ оказался не в состоянии обеспечить. В результате из 17 построенных кораблей этого типа к настоящему времени в списках флота осталось лишь девять, из которых в исправном состоянии пребывают не более трех.
Из 12 газотурбинных больших противолодочных кораблей проекта 1155 («Удалой») в строю осталось cемь; кроме того, к 1999 году был достроен так и оставшийся в единственном экземпляре большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» модифицированного проекта 11551. На Черном море дослуживает свой век старый большой противолодочный корабль «Керчь» проекта 1134Б и находится на «вечном ремонте» однотипный с ним «Очаков».
Класс новых кораблей океанской зоны в планах строительства ВМФ сейчас представлен фрегатом проекта 22350, первый из которых, «Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков», был заложен на «Северной верфи» в 2006 году. Однако, судя по всему, ввода этого корабля в строй следует ожидать не скоро, не говоря уже о серийном строительстве.
Из 32 сторожевых кораблей проекта 1135 к настоящему времени в составе ВМФ остались лишь пять; кроме того, имеется один старый сторожевик (бпк)проекта 61 и один введенный в строй в 1992 году сторожевой корабль «Неустрашимый» нового проекта 11540. Однако постройка второго однотипного корабля «Ярослав Мудрый» (бывший «Неприступный») превратилась в рекордный долгострой, продолжающийся уже более 20 лет, а строительство серии прекращено.
Печальная участь постигла и заложенный в 1997 году в Калининграде сторожевой корабль нового поколения «Новик» проекта 12441: из-за технической сложности и дороговизны его решено достраивать в качестве учебного корабля с
минимумом вооружения, переименовав в «Бородино».
Взамен с 2001 года было начато строительство меньших по размерам и более простых и дешевых корветов проекта 20380. Первый из них, «Стерегущий», проходит испытания с прошлого года. К настоящему времени на «Северной верфи» заложено еще три корабля и еще один – в Комсомольске-на-Амуре, причем предполагается, что следующие за «Стерегущим» корветы получат усиленное вооружение. Однако по финансовым и техническим причинам строительство серии затягивается, и даже уже заложенные корабли будут готовы не ранее 2011 года, хотя ВМФ в общей сложности планирует иметь до 20 фрегатов проекта 22350 и 40 корветов проекта 20380.
Для Каспийской флотилии было решено достроить два заложенных еще в 1992 году на экспорт малых сторожевых корабля проекта 11661, на которые так и не нашлось покупателя. Первый из них был введен в строй ВМФ в 2002 году под названием «Татарстан», а достройка второго, «Дагестан», продолжается. Также для Каспия в последние несколько лет было начато строительство серии специально разработанных малых артиллерийских кораблей проекта 21630. Головной из них, «Астрахань», был передан флоту в 2006 году, строятся еще два («Каспийск» и «Махачкала»), а всего их намечается построить до семи.
В составе флота сохраняются до 35 малых противолодочных кораблей проектов 1124М и 1331М и до 16 малых ракетных кораблей проекта 12341, однако количество их все время сокращается без какой-либо замены.
Наиболее новыми ударными кораблями ближней морской зоны
являются вооруженные противокорабельными ракетами (ПКР) «Москит» два черноморских скеговых ракетных корабля на воздушной подушке проекта 1239 «Бора» и «Самум».
Москитный флот
«Москитные» силы флота сократились многократно и сейчас располагают лишь тремя десятками ракетных катеров проектов 12411 («Молния») и 206МР, оснащенных ПКР «Москит» и «Термит». Пополнение прибрежных ударных сил фактически не производится. В 2001 году в Рыбинске был заложен ракетно-артиллерийский катер нового проекта 12300 («Скорпион»), но он так и остается недостроенным.
Практически остановилось после 1991 года развитие минно-тральных сил отечественного флота, для которых было достроено лишь несколько тральщиков старых типов. Крупнейшим недостатком российских тральщиков является отсутствие на них современных автоматизированных систем управления противоминными действиями, а также ряда противоминных систем последнего поколения (в основном для поиска и уничтожения мин по курсу корабля). Для отработки такого оружия сейчас достраивается морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин» проекта 02668, разработан современный проект базового тральщика.
Флот десантных сил в настоящее время стабилизировался на уровне 24 больших десантных кораблей (БДК), из которых 20 являются десантными кораблями польской постройки проекта 775 различных модификаций, а четыре – старыми советскими проекта 1171. Из трех «океанских» десантных кораблей первого ранга проекта 1174 с вертолетным ангаром и доковой камерой к настоящему времени головной, «Иван Рогов», списан; а оба других – «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко» стоят в базах. Интенсивная эксплуатация БДК для транспортных перевозок и необходимость замены кораблей польской постройки вследствие проблем с запчастями и ремонтом вынуждают командование ВМФ рассматривать строительство больших десантных кораблей нового
поколения как одну из приоритетных задач. В 2004 году в Калининграде был заложен такой корабль нового поколения «Иван Грен» проекта 11711. Ожидалось, что он станет головным в серии из пяти единиц, но пока его постройка ведется вяло.
В 2006 году в Нижнем Новгороде началась постройка опытного
скоростного малого десантного корабля на воздушной каверне проекта 21820 («Дюгонь»). С 2004 года на Северной верфи строится корабль связи и разведки «Юрий Иванов» проекта 18280, ожидается еще один аналогичный заказ.
Весьма неудовлетворительным является состояние вспомогательного флота ВМФ.
Его суда быстро ветшают, а взамен пока строятся лишь небольшие единицы – гидрографические и разъездные катера, водолазные
суда, небольшие транспорты и водолеи. Лишь в 2005 году в
Санкт-Петербурге заложили достаточно крупное спасательное судно подводных лодок «Игорь Белоусов» проекта 23100. Планируется иметь по одному такому судну на каждый флот.
Михаил Барабанов, научный редактор журнала «Экспорт вооружений»
http://www.rosbalt.ru/2007/09/14/413702.html
разделу, другие – лишились баз. Пришло в упадок военное
кораблестроение. Большинство кораблей и судов для ВМФ, находившихся в постройке, остались недостроенными, а закладка новых практически прекратилась. Результатом этого стало стремительное устаревание состава флотов.
Усилия по изменению ситуации прилагаются с 2002 года. Недавно была принята программа строительства и перевооружения флота на 2006-2015 годы, ориентированная на строительство кораблей не океанской, а ближней и дальней морских зон. Общий уровень затрат на новое кораблестроение и закупку боевой техники для флота за последние пять лет вырос примерно в 4 раза, что позволило перейти к закладке головных образцов кораблей новых проектов. Тем не менее все это пока неспособно переломить сохраняющиеся негативные тенденции.
Морские стратегические ядерные силы Сохранение и развитие морских стратегических ядерных сил (МСЯС)
объявлено главным приоритетом развития ВМФ России, а общая сумма
затрат на них за последние два года составляет до 2/3 средств,
выделяемых на все военное кораблестроение.
По условиям советско-американского договора ОСВ-2 1979 года, ВМФ СССР разрешалось иметь 62 атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ).
К настоящему времени в составе российского флота
осталось лишь 12 действующих лодок – шесть ПЛАРБ проекта 667БДРМ («Дельфин») постройки 1980-х годов, вооруженных каждая 16 жидкостными баллистическими ракетами (БР) Р-29РМ (несут по четыре ядерные боеголовки) и шесть более старых лодок проекта 667БДР («Кальмар»), имеющих по 16 ракет Р-29Р (по три боеголовки).
«Кальмары» доживают последние годы, а лодки проекта 667БДРМ проходят ремонты и модернизацию, что позволит продлить срок их службы минимум до 2020 года. Начато их перевооружение модифицированными БР Р-29РМУ2 «Синева», способными нести до 10 боеголовок. Первые четыре серийные «Синевы» были поставлены в 2006 году, а на 2007 год заказано еще 12 ракет.
Одновременно в Северодвинске начато строительство ПЛАРБ нового четвертого поколения проекта 955 («Борей»), первая из которых – «Юрий Долгорукий» была заложена еще в 1996 году, а спущена на воду в апреле 2007 года. Предполагается, что в конце 2007 года она приступит к ходовым испытаниям. В 2004 году была заложена вторая лодка проекта – «Александр Невский», а в 2006 году третья – «Владимир Мономах». Всего к 2015 году намечается ввести в строй пять таких лодок и еще три иметь в постройке. Каждая ПЛАРБ проекта 955 будет нести по 16 новых твердотопливных БР Р-30 «Булава» (шесть боеголовок на каждой ракете). При этом количество ракет на лодках может увеличиться, начиная с ПЛАРБ «Александр Невский». С учетом продолжающихся проблем с финансированием это означает, что ввод в строй новых ракетоносцев неизбежно затянется.
Для испытаний «Булавы» была переоборудована последняя из оставшихся в строю ПЛАРБ проекта 941 («Тайфун») «Дмитрий Донской».
Подводные силы
В настоящее время ВМФ России по количеству атомных подводных лодок (АПЛ) уже уступают ВМС США и имеют тенденцию к дальнейшему сокращению. Особенностью ВМФ СССР являлось наличие в их составе специализированных АПЛ, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами и предназначенных, прежде всего, для борьбы с американскими
авианосными соединениями. К сегодняшнему дню из нихосталось лишь 10 подводных крейсеров проекта 949А («Антей»), каждый из которых вооружен 24 сверхзвуковыми крылатыми ракетами П-700 «Гранит». Однако в условиях, когда приоритет в финансировании отдан МСЯС, ВМФ оказался явно не способным в должной мере содержать почти столь же дорогие
подводные «противоавианосные силы», и большинство этих лодок находятся в неудовлетворительном состоянии; строительство еще одной («Белгород») прекращено. К этому типу лодок относился и погибший в 2000 году «Курск».
Из многоцелевых АПЛ в составе ВМФ осталась 21 единица, из которых наиболее современными являются лодки третьего поколения: 13 лодок проекта 971 («Барс») и три – проекта 945 и их модификации, а также пять более старых АПЛ второго поколения проекта 671РТМК (из 26 построенных). Строительство новых атомных подлодок для российского флота практически не ведется, лишь АПЛ «Нерпа» проекта 971И достраивается в Комсомольске-на-Амуре для Индии.
Еще в 1993 году на Севмашпредприятии была начата постройка головной атомной подводной лодки четвертого поколения проекта 885 («Ясень»), названной «Северодвинск», однако строительство превратилось в долгострой, и лодка будет окончена не ранее 2010 года.
Флот дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) представлен в настоящее время в России 18 субмаринами проекта 877 (еще шесть уже списано) и одной старой проекта 641Б. На Адмиралтейских верфях в 1997 году была начата постройка ДЭПЛ «Санкт-Петербург» нового проекта 677 («Лада»). Спущенная на воду три года назад, она из-за большого количества недоделок до сих пор проходит испытания. Тем не менее в последние два года было заложено еще две лодки этого типа – «Кронштадт» и «Севастополь», а всего к 2015 году их планируется иметь не менее четырех.
СПРАВКА
Современный состав ВМФ России: 12 ПЛАРБ, 31 АПЛ, 19 ДЭПЛ, 1 ТАВКР, 5 ракетных крейсеров, 9 эскадренных миноносцев (три в строю), 10 больших противолодочных кораблей (девять в строю), до 35 малых противолодочных кораблей, 24 больших десантных кораблей (БДК), 8 сторожевых кораблей, 1 малый артиллерийский корабль, до 16 малых ракетных кораблей, 2 СВП, около 30 ракетных катеров, несколько минных тральщиков.
Надводные силы
В феврале 2005 года тогдашний главком ВМФ Владимир Куроедов заявил, что после 2010 года ожидается массовый и невосполнимый вывод из эксплуатации боевых кораблей, и в результате к 2020 году в боевом составе останется не более полусотни единиц, с помощью которых Россия не сможет решать задачи по обеспечению национальной безопасности даже в ближней морской зоне. На Северном и, в меньшей степени, на Тихоокеанском флотах финансирование надводных сил еще ведется в объемах, позволяющих обеспечить боевую устойчивость ПЛАРБ в прибрежных районах. На Балтике и Черном море флоты за последние годы буквально превратились во флотилии и утратили боевое значение, будучи способны выполнять лишь небольшой круг боевых задач.
Единственный в нашем флоте авианесущий корабль – первый и последний построенный в СССР тяжелый авианесущий крейсер с трамплинным стартом и горизонтальной посадкой самолетов «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проекта 11435. Его техническое состояние удручает, и боеспособной единицей он не является. Дело усугубляется трудностями с подготовкой летчиков для составляющего основу авиагруппы крейсера 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, в котором сейчас насчитывается 19 самолетов Су-33. Что же до строительства новых авианосцев, то, хотя проектные работы в этом отношении ведутся, совершенно ясно, что по экономическим условиям это является
делом отдаленного будущего.
Из крупных надводных кораблей в строю ВМФ остаются два тяжелых
атомных ракетных крейсера проекта 1144 – «Петр Великий»
и «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин»), вооруженные крылатыми ракетами «Гранит» (еще два корабля выведены из состава флота), а также три газотурбинных ракетных крейсера проекта 1164 – «Москва» (бывший «Слава»), «Маршал Устинов» и «Варяг» (бывший «Червона Украина») – с ракетами «Вулкан».
Сложная ситуация сложилась с эскортными боевыми кораблями.
Основная проблема паротурбинных эскадренных миноносцев проекта 956 («Современный») – малонадежные высоконапорные котлы, требующие затратного и высококвалифицированного технического обслуживания, которое российский ВМФ оказался не в состоянии обеспечить. В результате из 17 построенных кораблей этого типа к настоящему времени в списках флота осталось лишь девять, из которых в исправном состоянии пребывают не более трех.
Из 12 газотурбинных больших противолодочных кораблей проекта 1155 («Удалой») в строю осталось cемь; кроме того, к 1999 году был достроен так и оставшийся в единственном экземпляре большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» модифицированного проекта 11551. На Черном море дослуживает свой век старый большой противолодочный корабль «Керчь» проекта 1134Б и находится на «вечном ремонте» однотипный с ним «Очаков».
Класс новых кораблей океанской зоны в планах строительства ВМФ сейчас представлен фрегатом проекта 22350, первый из которых, «Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков», был заложен на «Северной верфи» в 2006 году. Однако, судя по всему, ввода этого корабля в строй следует ожидать не скоро, не говоря уже о серийном строительстве.
Из 32 сторожевых кораблей проекта 1135 к настоящему времени в составе ВМФ остались лишь пять; кроме того, имеется один старый сторожевик (бпк)проекта 61 и один введенный в строй в 1992 году сторожевой корабль «Неустрашимый» нового проекта 11540. Однако постройка второго однотипного корабля «Ярослав Мудрый» (бывший «Неприступный») превратилась в рекордный долгострой, продолжающийся уже более 20 лет, а строительство серии прекращено.
Печальная участь постигла и заложенный в 1997 году в Калининграде сторожевой корабль нового поколения «Новик» проекта 12441: из-за технической сложности и дороговизны его решено достраивать в качестве учебного корабля с
минимумом вооружения, переименовав в «Бородино».
Взамен с 2001 года было начато строительство меньших по размерам и более простых и дешевых корветов проекта 20380. Первый из них, «Стерегущий», проходит испытания с прошлого года. К настоящему времени на «Северной верфи» заложено еще три корабля и еще один – в Комсомольске-на-Амуре, причем предполагается, что следующие за «Стерегущим» корветы получат усиленное вооружение. Однако по финансовым и техническим причинам строительство серии затягивается, и даже уже заложенные корабли будут готовы не ранее 2011 года, хотя ВМФ в общей сложности планирует иметь до 20 фрегатов проекта 22350 и 40 корветов проекта 20380.
Для Каспийской флотилии было решено достроить два заложенных еще в 1992 году на экспорт малых сторожевых корабля проекта 11661, на которые так и не нашлось покупателя. Первый из них был введен в строй ВМФ в 2002 году под названием «Татарстан», а достройка второго, «Дагестан», продолжается. Также для Каспия в последние несколько лет было начато строительство серии специально разработанных малых артиллерийских кораблей проекта 21630. Головной из них, «Астрахань», был передан флоту в 2006 году, строятся еще два («Каспийск» и «Махачкала»), а всего их намечается построить до семи.
В составе флота сохраняются до 35 малых противолодочных кораблей проектов 1124М и 1331М и до 16 малых ракетных кораблей проекта 12341, однако количество их все время сокращается без какой-либо замены.
Наиболее новыми ударными кораблями ближней морской зоны
являются вооруженные противокорабельными ракетами (ПКР) «Москит» два черноморских скеговых ракетных корабля на воздушной подушке проекта 1239 «Бора» и «Самум».
Москитный флот
«Москитные» силы флота сократились многократно и сейчас располагают лишь тремя десятками ракетных катеров проектов 12411 («Молния») и 206МР, оснащенных ПКР «Москит» и «Термит». Пополнение прибрежных ударных сил фактически не производится. В 2001 году в Рыбинске был заложен ракетно-артиллерийский катер нового проекта 12300 («Скорпион»), но он так и остается недостроенным.
Практически остановилось после 1991 года развитие минно-тральных сил отечественного флота, для которых было достроено лишь несколько тральщиков старых типов. Крупнейшим недостатком российских тральщиков является отсутствие на них современных автоматизированных систем управления противоминными действиями, а также ряда противоминных систем последнего поколения (в основном для поиска и уничтожения мин по курсу корабля). Для отработки такого оружия сейчас достраивается морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин» проекта 02668, разработан современный проект базового тральщика.
Флот десантных сил в настоящее время стабилизировался на уровне 24 больших десантных кораблей (БДК), из которых 20 являются десантными кораблями польской постройки проекта 775 различных модификаций, а четыре – старыми советскими проекта 1171. Из трех «океанских» десантных кораблей первого ранга проекта 1174 с вертолетным ангаром и доковой камерой к настоящему времени головной, «Иван Рогов», списан; а оба других – «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко» стоят в базах. Интенсивная эксплуатация БДК для транспортных перевозок и необходимость замены кораблей польской постройки вследствие проблем с запчастями и ремонтом вынуждают командование ВМФ рассматривать строительство больших десантных кораблей нового
поколения как одну из приоритетных задач. В 2004 году в Калининграде был заложен такой корабль нового поколения «Иван Грен» проекта 11711. Ожидалось, что он станет головным в серии из пяти единиц, но пока его постройка ведется вяло.
В 2006 году в Нижнем Новгороде началась постройка опытного
скоростного малого десантного корабля на воздушной каверне проекта 21820 («Дюгонь»). С 2004 года на Северной верфи строится корабль связи и разведки «Юрий Иванов» проекта 18280, ожидается еще один аналогичный заказ.
Весьма неудовлетворительным является состояние вспомогательного флота ВМФ.
Его суда быстро ветшают, а взамен пока строятся лишь небольшие единицы – гидрографические и разъездные катера, водолазные
суда, небольшие транспорты и водолеи. Лишь в 2005 году в
Санкт-Петербурге заложили достаточно крупное спасательное судно подводных лодок «Игорь Белоусов» проекта 23100. Планируется иметь по одному такому судну на каждый флот.
Михаил Барабанов, научный редактор журнала «Экспорт вооружений»
http://www.rosbalt.ru/2007/09/14/413702.html
бпп
Я несколько повторюсь, извините:
Чтобы ответить на самый важный для нас вопрос: Какой ФЛОТ нужен РФ?, сначала нужно определить: назначение, Цели и Задачи Российского Флота. Если исходить из нынешней Морской Доктрины - это одно, если из Государственных или (и) национальных интерсов - другое, воли Президента - третье, желания ГК ВМФ - четвертое, исходя из реалий - пятое...И так до бесконечности. Лично я МД не приемлю. А Президент её видит по-своему...Как решить эту проблему - не знаю.
Что касаемо финансирования Флота...Что под этим ,т.е. "финансирование флота" понимать?
1.Деньги пойдут. На обустроение ЧФ в Новороссийске, хотя все видные политики, моряки и ученые доказывают, что ЭТО место - самое наихудшее.
2.Сочи -2014. Не забывайте.
3. "Булава",о которой заявлено на весь белый свет...На какие деньги её доводить будут? И надо ли это делать?
Чтобы ответить на самый важный для нас вопрос: Какой ФЛОТ нужен РФ?, сначала нужно определить: назначение, Цели и Задачи Российского Флота. Если исходить из нынешней Морской Доктрины - это одно, если из Государственных или (и) национальных интерсов - другое, воли Президента - третье, желания ГК ВМФ - четвертое, исходя из реалий - пятое...И так до бесконечности. Лично я МД не приемлю. А Президент её видит по-своему...Как решить эту проблему - не знаю.
Что касаемо финансирования Флота...Что под этим ,т.е. "финансирование флота" понимать?
1.Деньги пойдут. На обустроение ЧФ в Новороссийске, хотя все видные политики, моряки и ученые доказывают, что ЭТО место - самое наихудшее.
2.Сочи -2014. Не забывайте.
3. "Булава",о которой заявлено на весь белый свет...На какие деньги её доводить будут? И надо ли это делать?
бпп
- drakon
- Почетный форумчанин
- Сообщения: 2233
- Зарегистрирован: 20 янв 2006, 15:02
- Реальное имя: Александр Тимофеевич
- Воинское звание: Капитан 2-го ранга
- Откуда: СССР
- Контактная информация:
Можно было бы попробовать баллотироваться в 2008 году...., но, сразу предупреждаю, шансов будет маловато... , там уже все расписано...бпп писал(а):... Лично я МД не приемлю. А Президент её видит по-своему...Как решить эту проблему - не знаю....
А если серьезно, то эта проблема решается "практикой, как критерием истинности..."
При этом, в роли "стабилизационного фонда" выступает "кровушка народная"...
:evil:
Авианесущее бремя
Нынешний год можно без преувеличения назвать годом российской боевой авиации. И в июле во французском Ле Бурже, и в августе в подмосковном Жуковском многочисленные зрители с замиранием сердца следили за чудесами пилотирования МиГов и СУ, оснащенных двигателями с отклоняемым вектором тяги. Действительно, есть чем гордиться. Вот только речь шла о машинах аэродромного базирования. Между тем, современное эффективное применение Военно-воздушных сил во многом определяется наличием палубной авиации.
Есть у нас новая модификация МиГа - МиГ-29 КУБ (корабельный, учебно-боевой). Но этот самолет отправляется по контракту в Индию для оснащения будущих авианосцев типа "Air Defense Ship".
Нельзя сказать, что мы не понимаем роли авианосцев, да и флота в целом в современных боевых действиях. В сегодняшнем непредсказуемом мире даже простое появление мощного корабля, сочетающего три вида Вооруженных сил, около побережья какой-нибудь «горячей точки» способно произвести отрезвляющее действие на потенциального агрессора.
Так что, на первый взгляд, нет ничего удивительного в том, что в середине этого года руководство флота в лице главкома адмирала Владимира Масорина сообщило о планах реформы отечественного ВМФ, итогом которой должно стать создание боеспособного океанского флота, располагающего второй в мире по численности группировкой палубной авиации. Точнее, в последующие 20 лет
планируется создать шесть авианосных ударных групп (АУГ), а это в свою очередь выведет Россию на второе место после Соединенных Штатов по мощи всего надводного флота.
Сразу отметим, что авианосец - создание, пусть с виду и грозное само по себе, но требующее сильного обеспечения. Общемировая практика, где «законодателями мод» исторически являются США, предусматривает действия авианосцев в составе АУГ. В такой группе помимо многоцелевого гиганта действуют еще до 6 кораблей боевого эскорта, среди которых один - два крейсера УРО (управляемое ракетное оружие), один эсминец УРО, и два - три эсминца или фрегата противолодочной обороны. Конечно, нам американские
стандарты далеко не указ, но пока нет никаких данных, что
качественно-численный состав их АУГ не соответствует поставленным задачам и требует существенных изменений.
Итак, шесть авианосных ударных групп за 20 лет со всеми, как говорится вытекающими...
Сразу настораживает один организационно-философский момент. В начале 2004 г., т.е. совсем недавно, сообщалось, что Министерство обороны Российской Федерации разработало план развития Военно-морского флота на период до 2040-2050 годов.
Основными тезисами этого плана были отказ от защиты интересов страны в океанах, и, как следствие, предпочтение, которое будет
отдано кораблям небольшого класса, действующим в пределах 500-километровой зоны территориальных вод страны.
«Мы уходим от кораблей большого класса, имеющихся сегодня и оставленных нам советским временем, и переходим к кораблям многофункционального применения», - заявил тогдашний главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов. По его словам, «у России будут собственные фрегаты и корветы, аналогов, которым нет в мире». Главком посчитал, что «авианосец -
это вопрос следующего десятилетия, сегодня говорить об этой составляющей флота рановато». Однако, по его словам, единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» останется в строю. Продавать, или списывать его никто не собирается. «Мы даже не думаем об этом», - заверил Куроедов.
О многострадальном «Кузнецове» вспомним чуть позже. Пока же обратим внимание, что определяющие дальнейшую судьбу отечественного флота и разработанные за какие-то два года программы в концептуальном плане исключают одна другую. Их лишь роднят так нам свойственные откровенно шапкозакидательские заявления типа «не имеющие аналогов» или «второй по величине».
В самом деле, есть ли у нас основания ответственно планировать
строительство стольких авианосцев за следующие два десятка лет? Давайте прикинем.
Российскому судостроению предстоит спускать на воду по авианосцу каждые три года и четыре месяца. Для сравнения: с 1981 по 2003 гг., т.е. за 22 года американцы создали шесть авианосцев. Но последний - «Рональд Рейган», хотя и построенный с фантастической скоростью примерно за 30 месяцев и спущенный на воду в середине 2003 г., в состав действующего флота вошел только в январе прошлого года. Почти три года заняли ходовые и прочие испытания.
Иными словами, Пентагону потребовалось в действительности четверть века, чтобы создать в полном объеме то, что мы собираемся сделать за 20 лет. Но у американцев, даже не считая беспрецедентно высокого именно военно-морского судостроительного потенциала, всего вдоволь: и денег, и вооружения, и личного состава кораблей вместе с личным составом авиагрупп. Не подкачало и тыловое обеспечение.
А что в России? Первое - деньги. Практика свидетельствует, что стоимость постройки современного авианосца с ядерной двигательной установкой (с другой - теряется смысл этой глобальной системы оружия) составляет около $4 млрд. Месячные расходы по его содержанию (без жалования персоналу) - свыше $10 миллионов.
Отталкиваясь от запутанной информации о состоянии отечественного оборонного бюджета, получаем, что при сегодняшнем финансировании оборонного ведомства примерно в $35 млрд. в год и оборонном заказе чуть более $12 млрд, нам ежегодно только на само строительство предстоит тратить более миллиарда долларов в год. Оставшиеся «на берегу» военные ощутимо почувствуют нехватку этого миллиарда.
И это лишь при нереально идеальных условиях, когда темпы работ выдерживаются с минутной точностью и вообще отсутствует, скажем, инфляция.
Но военный бюджет далеко не резиновый и набирать обороты со скоростью торпедного катера не сможет.
Затем предстоит второй и третий, и, боюсь сказать, последующий корабль, в то время как придется уже содержать и эксплуатировать ранее построенные. Или планируется закладывать все, как теперь принято выражаться, пакетом?
Тогда арифметика становится еще более внушительной. Но, хорошо, построили корабль. Теперь его надо оснастить, в первую
очередь, авиацией. Мы собираемся конкурировать с кораблями, которые несут только самолетов примерно по 90 единиц. У нас палубный истребитель СУ-33 появился из модифицированного изначально разработанного в конце 60-х годов для войск ПВО истребителя СУ-27. К началу 2002 г. выпущено 24 самолета. О
наращивании производства или разработке новых образцов палубной авиации ничего конкретного не известно.
Первый полет с палубы «Адмирала Кузнецова» состоялся в 1995 г. Кстати, об этом корабле. Спущенный на воду в 1989 г, он большую часть времени провел на ремонте. При попытке отправить корабль на ходовые испытания в 2003 г. он начал тонуть. В 2004 и два раза подряд в 2005 г. аварии при заходе на посадку надолго выводили «Кузнецова» из строя. Все это наряду с неединичными серьезными поломками двигательной установки и пожарами.
Совершенно ясно, что корабль критически болен с метастазами во все узлы и агрегаты.
Для полноты картины примечательно сообщение Центра анализа стратегий и технологий, что в России по состоянию на 2004 г. оставалось лишь 12 летчиков палубной авиации. Для справки: авиагруппа «конкурента» составляет 3000 элитных пилотов, прошедших жесткий отбор. Но даже, если все построить, вооружить и укомплектовать, то базировать, снабжать и ремонтировать даже одну авианосную группу негде. Из 4 флотов России для авианосцев пригодны лишь Северный и Тихоокеанский. Между тем, на том же Северном флоте с 1993 года из-за недостаточного финансирования не введено в строй ни одного нового хранилища, плавбазы,
стационарного причала. По сравнению с судостроительными гигантами, спускающими со стапелей новые корабли, судоремонтные заводы весьма прозаичны. Однако в настоящее время среди всех проблем поддержания боеготовности и боеспособности сил Северного флота самой острой является именно проблема судоремонта, что характерно для ВМФ в целом.
Сейчас судоремонт финансируется в пределах 6% от потребности. Только на Северном флоте более 200 боевых кораблей, подводных лодок, вспомогательных судов нуждаются в ремонте, тогда как за последние годы из них было отремонтировано менее 10%.
Вот, - индусы. Без всяких соревнований собираются первый авианосец водоизмещением 40000 т спустить со стапелей в 2012 г. И о самолетах уже озаботились - российских.
Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
07/ 11/ 2007 http://www.rian.ru/analytics/20071107/87017709.html
Нынешний год можно без преувеличения назвать годом российской боевой авиации. И в июле во французском Ле Бурже, и в августе в подмосковном Жуковском многочисленные зрители с замиранием сердца следили за чудесами пилотирования МиГов и СУ, оснащенных двигателями с отклоняемым вектором тяги. Действительно, есть чем гордиться. Вот только речь шла о машинах аэродромного базирования. Между тем, современное эффективное применение Военно-воздушных сил во многом определяется наличием палубной авиации.
Есть у нас новая модификация МиГа - МиГ-29 КУБ (корабельный, учебно-боевой). Но этот самолет отправляется по контракту в Индию для оснащения будущих авианосцев типа "Air Defense Ship".
Нельзя сказать, что мы не понимаем роли авианосцев, да и флота в целом в современных боевых действиях. В сегодняшнем непредсказуемом мире даже простое появление мощного корабля, сочетающего три вида Вооруженных сил, около побережья какой-нибудь «горячей точки» способно произвести отрезвляющее действие на потенциального агрессора.
Так что, на первый взгляд, нет ничего удивительного в том, что в середине этого года руководство флота в лице главкома адмирала Владимира Масорина сообщило о планах реформы отечественного ВМФ, итогом которой должно стать создание боеспособного океанского флота, располагающего второй в мире по численности группировкой палубной авиации. Точнее, в последующие 20 лет
планируется создать шесть авианосных ударных групп (АУГ), а это в свою очередь выведет Россию на второе место после Соединенных Штатов по мощи всего надводного флота.
Сразу отметим, что авианосец - создание, пусть с виду и грозное само по себе, но требующее сильного обеспечения. Общемировая практика, где «законодателями мод» исторически являются США, предусматривает действия авианосцев в составе АУГ. В такой группе помимо многоцелевого гиганта действуют еще до 6 кораблей боевого эскорта, среди которых один - два крейсера УРО (управляемое ракетное оружие), один эсминец УРО, и два - три эсминца или фрегата противолодочной обороны. Конечно, нам американские
стандарты далеко не указ, но пока нет никаких данных, что
качественно-численный состав их АУГ не соответствует поставленным задачам и требует существенных изменений.
Итак, шесть авианосных ударных групп за 20 лет со всеми, как говорится вытекающими...
Сразу настораживает один организационно-философский момент. В начале 2004 г., т.е. совсем недавно, сообщалось, что Министерство обороны Российской Федерации разработало план развития Военно-морского флота на период до 2040-2050 годов.
Основными тезисами этого плана были отказ от защиты интересов страны в океанах, и, как следствие, предпочтение, которое будет
отдано кораблям небольшого класса, действующим в пределах 500-километровой зоны территориальных вод страны.
«Мы уходим от кораблей большого класса, имеющихся сегодня и оставленных нам советским временем, и переходим к кораблям многофункционального применения», - заявил тогдашний главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов. По его словам, «у России будут собственные фрегаты и корветы, аналогов, которым нет в мире». Главком посчитал, что «авианосец -
это вопрос следующего десятилетия, сегодня говорить об этой составляющей флота рановато». Однако, по его словам, единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» останется в строю. Продавать, или списывать его никто не собирается. «Мы даже не думаем об этом», - заверил Куроедов.
О многострадальном «Кузнецове» вспомним чуть позже. Пока же обратим внимание, что определяющие дальнейшую судьбу отечественного флота и разработанные за какие-то два года программы в концептуальном плане исключают одна другую. Их лишь роднят так нам свойственные откровенно шапкозакидательские заявления типа «не имеющие аналогов» или «второй по величине».
В самом деле, есть ли у нас основания ответственно планировать
строительство стольких авианосцев за следующие два десятка лет? Давайте прикинем.
Российскому судостроению предстоит спускать на воду по авианосцу каждые три года и четыре месяца. Для сравнения: с 1981 по 2003 гг., т.е. за 22 года американцы создали шесть авианосцев. Но последний - «Рональд Рейган», хотя и построенный с фантастической скоростью примерно за 30 месяцев и спущенный на воду в середине 2003 г., в состав действующего флота вошел только в январе прошлого года. Почти три года заняли ходовые и прочие испытания.
Иными словами, Пентагону потребовалось в действительности четверть века, чтобы создать в полном объеме то, что мы собираемся сделать за 20 лет. Но у американцев, даже не считая беспрецедентно высокого именно военно-морского судостроительного потенциала, всего вдоволь: и денег, и вооружения, и личного состава кораблей вместе с личным составом авиагрупп. Не подкачало и тыловое обеспечение.
А что в России? Первое - деньги. Практика свидетельствует, что стоимость постройки современного авианосца с ядерной двигательной установкой (с другой - теряется смысл этой глобальной системы оружия) составляет около $4 млрд. Месячные расходы по его содержанию (без жалования персоналу) - свыше $10 миллионов.
Отталкиваясь от запутанной информации о состоянии отечественного оборонного бюджета, получаем, что при сегодняшнем финансировании оборонного ведомства примерно в $35 млрд. в год и оборонном заказе чуть более $12 млрд, нам ежегодно только на само строительство предстоит тратить более миллиарда долларов в год. Оставшиеся «на берегу» военные ощутимо почувствуют нехватку этого миллиарда.
И это лишь при нереально идеальных условиях, когда темпы работ выдерживаются с минутной точностью и вообще отсутствует, скажем, инфляция.
Но военный бюджет далеко не резиновый и набирать обороты со скоростью торпедного катера не сможет.
Затем предстоит второй и третий, и, боюсь сказать, последующий корабль, в то время как придется уже содержать и эксплуатировать ранее построенные. Или планируется закладывать все, как теперь принято выражаться, пакетом?
Тогда арифметика становится еще более внушительной. Но, хорошо, построили корабль. Теперь его надо оснастить, в первую
очередь, авиацией. Мы собираемся конкурировать с кораблями, которые несут только самолетов примерно по 90 единиц. У нас палубный истребитель СУ-33 появился из модифицированного изначально разработанного в конце 60-х годов для войск ПВО истребителя СУ-27. К началу 2002 г. выпущено 24 самолета. О
наращивании производства или разработке новых образцов палубной авиации ничего конкретного не известно.
Первый полет с палубы «Адмирала Кузнецова» состоялся в 1995 г. Кстати, об этом корабле. Спущенный на воду в 1989 г, он большую часть времени провел на ремонте. При попытке отправить корабль на ходовые испытания в 2003 г. он начал тонуть. В 2004 и два раза подряд в 2005 г. аварии при заходе на посадку надолго выводили «Кузнецова» из строя. Все это наряду с неединичными серьезными поломками двигательной установки и пожарами.
Совершенно ясно, что корабль критически болен с метастазами во все узлы и агрегаты.
Для полноты картины примечательно сообщение Центра анализа стратегий и технологий, что в России по состоянию на 2004 г. оставалось лишь 12 летчиков палубной авиации. Для справки: авиагруппа «конкурента» составляет 3000 элитных пилотов, прошедших жесткий отбор. Но даже, если все построить, вооружить и укомплектовать, то базировать, снабжать и ремонтировать даже одну авианосную группу негде. Из 4 флотов России для авианосцев пригодны лишь Северный и Тихоокеанский. Между тем, на том же Северном флоте с 1993 года из-за недостаточного финансирования не введено в строй ни одного нового хранилища, плавбазы,
стационарного причала. По сравнению с судостроительными гигантами, спускающими со стапелей новые корабли, судоремонтные заводы весьма прозаичны. Однако в настоящее время среди всех проблем поддержания боеготовности и боеспособности сил Северного флота самой острой является именно проблема судоремонта, что характерно для ВМФ в целом.
Сейчас судоремонт финансируется в пределах 6% от потребности. Только на Северном флоте более 200 боевых кораблей, подводных лодок, вспомогательных судов нуждаются в ремонте, тогда как за последние годы из них было отремонтировано менее 10%.
Вот, - индусы. Без всяких соревнований собираются первый авианосец водоизмещением 40000 т спустить со стапелей в 2012 г. И о самолетах уже озаботились - российских.
Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
07/ 11/ 2007 http://www.rian.ru/analytics/20071107/87017709.html
бпп