История объектов связанных с кораблями
История объектов связанных с кораблями
Уникальный разводной мост между Лиепаей и Каростой (так назывался раньше Военный городок) нуждается в срочном ремонте.
Действующих мостов такого типа в мире больше не осталось. Несмотря на внешний уже непрезентабельный вид — шутка ли, через год 100-летний юбилей справлять будет, — у него потрясающий запас прочности. В начале жизни он перенес немало передряг: его взрывали и таранили. Когда-то из-за него получил выговор Колчак. Сейчас руководство Лиепайской специальной экономической зоны старается раздобыть немалые средства на капитальный ремонт, в котором эта городская достопримечательность уже давно нуждается.
"Динамитные" клепки
— Мост был третьей очередью строительства форта Александра III, вместе с шоссе, — рассказал Телеграфу лиепайский инспектор Государственной инспекции по охране памятников культуры Гунар Силакактиньш. — До 1906 года тут действовала временная паромная переправа. Проект делало архитектурно-планировочное бюро Санкт-Петербурга совместно с бельгийским сталелитейным заводом. Это был смежный заказ военного ведомства. Разводной механизм изготовили в Бельгии, а пролеты железной конструкции и прочее — в Бердянске. Вообще-то новостройку полагали сдать в эксплуатацию годом ранее, в 1905-м, но сперва задержались из-за снаряжения и отправки Тихоокеанской морской эскадры на Русско-японскую войну, потом была революция 1905-го и матросские бунты... Потому мост был сдан лишь в 1906 году 9 августа по старому стилю.
Мост уникален, во-первых, своей длиной — 127 м от берега до берега. Подобный, и даже длиннее, был когда-то в Киеве, но его взорвали немцы при отступлении в 1918 году.
Во-вторых, в конструкции использованы уникальные клепки. Внизу, где огромные металлические балки, применили современнейший по тем временам метод, который американцы опробовали на каркасах первых небоскребов. Суть в том, что с одной стороны клепки закладывался динамит, потом ее вставляли в отверстие и нагревали. Взрыв — и все ровно и точно отклепано.
В-третьих, у моста очень интересный разводной механизм, со сложной и технически вполне уникальной осью. Обе половинки не поднимаются вверх, как мы привыкли видеть в фильмах про Петербург, а поворачиваются в горизонтальной плоскости. У поворотного механизма трехступенчатое дублирование — его можно развести за несколько минут "электрическим" способом, а в случае поломки — лебедками вручную или буксирами. В общем, неудивительно, что солидный немецкий технический журнал семь страниц своего номера за 6 июня 1908 года посвятил подробному описанию поворотного механизма и других элементов лиепайского моста.
Когда матросы маршируют
Сдача в эксплуатацию проходила при большом скоплении народа. Прибыли военный министр Куропаткин, офицеры из Риги и Вильнюсского военного округа. Запас прочности моста — 240 тонн. Проверка была серьезнейшая. Сперва положили рельсы и затащили два трамвайных вагона, загрузили их булыжниками, замерили вес и осадку. А после равномерным маршевым шагом пустили две роты матросов, чтобы попробовать расшатать переправу, ведь известно, что на мосту "в ногу" шагать нельзя, из-за резонанса он может разрушиться. Но конструкция все выдержала! Так что подписали приемо-сдаточные акты, и тогдашний городской голова г-н Цинкус тоже свою подпись поставил. Зажгли газовые фонари. К слову, вроде бы и технический объект, а фонари были выполнены в югенд-стиле. Сейчас из шести только один остался.
Я капитан, иду на таран (он был грузин)
Вскоре переправа прошла еще две "проверки на прочность". Правда, форс-мажорные. В Первую мировую был взорван ближний к городу пролет моста. Его снова заклепали. А в ноябре 1927-го его таранил норвежский танкер с грузом керосина. Слегка подвыпивший капитан танкера заглушил двигатель немного раньше, чем судно зашло под мост. Порыв ветра кинул танкер на центральную ось. Результат — два года пришлось перебираться с одного берега на другой по временной переправе, пока в мастерских Каросты ремонтировали, вернее, фактически делали заново поворотный механизм.
А жандармским будкам, стоявшим когда-то на обоих берегах, в царское время периодически основательно доставалось от пьяных матросов. Часто "морские волки" возвращались из увольнительных в непотребном виде, теряли увольнительные записки, да мало ли!.. И жандармы их не пускали в Военный городок. Злость и хмельная силушка требовали выхода, и матросы грозились сбросить жандармов вместе с их будками в канал. Жандармам, правда, искупаться в канале так и не пришлось, а вот сами сторожки сбрасывали не раз. Сохранились документы, в которых комендант крепости ходатайствовал "об отпуске лесов" для восстановления злосчастных будок.
Как Колчак из-за Воздушного моста выговор получил
Случилось это в феврале 1914 г., когда адмирал Александр Колчак временно командовал Либавским портом. Он в своей биографии об этом периоде жизни не упоминает, но кажется, именно в то время у них с женой родилась дочка Шарлотта, здесь же умершая и похороненная.
Предчувствие войны тогда витало в воздухе. Командующий Балтийским флотом Эссен решил провести большие морские зимние маневры флота и приказал вывести эскадру в море. Но Колчак и его подчиненные не смогли вовремя выполнить приказ, потому что канал замерз и мост невозможно было развести. В результате строгие выговоры, лишение премиальных и прочие кары посыпались на всех, и на Колчака в том числе.
Единственный из сохранившихся светильников, выполненный в югендстиле. Во время капитального ремонта хотят восстановить и его "собратьев".
Дожить бы до ремонта
О работе с наглядной демонстрацией механизмов Телеграфу рассказал старший одной из разводящих смен Валдис Грандбергс. В каждой смене два оператора во главе со старшим, работают по 12 часов. По графику мост разводится пять раз в сутки, а если нет судов, то реже. Разводка происходит так: сперва дежурные освобождают переправу от транспорта и пешеходов, потом закрывают ворота с обеих сторон, вручную тремя ключами открывают разводной механизм — посередине и на каждом берегу. После чего спускаются в маленькие домики под каждой из половин моста, где находятся разводные механизмы. С помощью электричества они включаются, и пролеты моста разворачиваются вдоль берегов. С момента закрытия ворот проходит семь минут.
— Открытыми стоим по-разному, — говорит Валдис. — В среднем часа по полтора, это от лоцманов и диспетчеров зависит. Бывает, после требования на разводку минут по 40 и больше ждать приходится, пока судно появится, попутно выслушивая от ожидающего народа комментарии обо всех наших родных и близких. Вручную, с помощью лебедок, тоже приходилось разводить, когда с электричеством проблемы возникали. Но это физически тяжело очень, все же 240 тонн один пролет весит. А лет восемь назад на одной из сторон сломался поворотный механизм, так пока не починили, два месяца с буксиром мучились. Зимние холода механизмы переносят нормально, это операторы мерзнут на пронизывающем ветру. А вот летом, когда жара сильная, мост нагревается и в соответствии с законами физики расширяется. В результате пролеты в середине "слипаются", не развести. Так мы придумали бревнышко подкладывать, чтоб щель небольшая оставалась. А в советские времена военные буксир тут в летнюю жару держали и для охлаждения постоянно поливали мост забортной водой. И зря — от соленой воды он ржавел. Да и нынче давно нужен капитальный ремонт, иначе труба мосту.
Да и еще из последнее будем считать как интервью у жителя Лиепая (нашего знакомого -)) по поводу ремонта Воздушного моста:
Там долгая история будет.Честно говоря, слабо верится, что мост
вообще отремонтируют.
На жителей Военного Городка властям начхать, для бизнеса мост не помеха в таком виде.
Самое интересное,что с судов по прежнему берут пошлину за развод
моста.)))))
Одна-то половина есть.)
Вот так, фотографию позже вставлю этого ВОЗДУШНОГО МОСТА. (а может и не я)
Действующих мостов такого типа в мире больше не осталось. Несмотря на внешний уже непрезентабельный вид — шутка ли, через год 100-летний юбилей справлять будет, — у него потрясающий запас прочности. В начале жизни он перенес немало передряг: его взрывали и таранили. Когда-то из-за него получил выговор Колчак. Сейчас руководство Лиепайской специальной экономической зоны старается раздобыть немалые средства на капитальный ремонт, в котором эта городская достопримечательность уже давно нуждается.
"Динамитные" клепки
— Мост был третьей очередью строительства форта Александра III, вместе с шоссе, — рассказал Телеграфу лиепайский инспектор Государственной инспекции по охране памятников культуры Гунар Силакактиньш. — До 1906 года тут действовала временная паромная переправа. Проект делало архитектурно-планировочное бюро Санкт-Петербурга совместно с бельгийским сталелитейным заводом. Это был смежный заказ военного ведомства. Разводной механизм изготовили в Бельгии, а пролеты железной конструкции и прочее — в Бердянске. Вообще-то новостройку полагали сдать в эксплуатацию годом ранее, в 1905-м, но сперва задержались из-за снаряжения и отправки Тихоокеанской морской эскадры на Русско-японскую войну, потом была революция 1905-го и матросские бунты... Потому мост был сдан лишь в 1906 году 9 августа по старому стилю.
Мост уникален, во-первых, своей длиной — 127 м от берега до берега. Подобный, и даже длиннее, был когда-то в Киеве, но его взорвали немцы при отступлении в 1918 году.
Во-вторых, в конструкции использованы уникальные клепки. Внизу, где огромные металлические балки, применили современнейший по тем временам метод, который американцы опробовали на каркасах первых небоскребов. Суть в том, что с одной стороны клепки закладывался динамит, потом ее вставляли в отверстие и нагревали. Взрыв — и все ровно и точно отклепано.
В-третьих, у моста очень интересный разводной механизм, со сложной и технически вполне уникальной осью. Обе половинки не поднимаются вверх, как мы привыкли видеть в фильмах про Петербург, а поворачиваются в горизонтальной плоскости. У поворотного механизма трехступенчатое дублирование — его можно развести за несколько минут "электрическим" способом, а в случае поломки — лебедками вручную или буксирами. В общем, неудивительно, что солидный немецкий технический журнал семь страниц своего номера за 6 июня 1908 года посвятил подробному описанию поворотного механизма и других элементов лиепайского моста.
Когда матросы маршируют
Сдача в эксплуатацию проходила при большом скоплении народа. Прибыли военный министр Куропаткин, офицеры из Риги и Вильнюсского военного округа. Запас прочности моста — 240 тонн. Проверка была серьезнейшая. Сперва положили рельсы и затащили два трамвайных вагона, загрузили их булыжниками, замерили вес и осадку. А после равномерным маршевым шагом пустили две роты матросов, чтобы попробовать расшатать переправу, ведь известно, что на мосту "в ногу" шагать нельзя, из-за резонанса он может разрушиться. Но конструкция все выдержала! Так что подписали приемо-сдаточные акты, и тогдашний городской голова г-н Цинкус тоже свою подпись поставил. Зажгли газовые фонари. К слову, вроде бы и технический объект, а фонари были выполнены в югенд-стиле. Сейчас из шести только один остался.
Я капитан, иду на таран (он был грузин)
Вскоре переправа прошла еще две "проверки на прочность". Правда, форс-мажорные. В Первую мировую был взорван ближний к городу пролет моста. Его снова заклепали. А в ноябре 1927-го его таранил норвежский танкер с грузом керосина. Слегка подвыпивший капитан танкера заглушил двигатель немного раньше, чем судно зашло под мост. Порыв ветра кинул танкер на центральную ось. Результат — два года пришлось перебираться с одного берега на другой по временной переправе, пока в мастерских Каросты ремонтировали, вернее, фактически делали заново поворотный механизм.
А жандармским будкам, стоявшим когда-то на обоих берегах, в царское время периодически основательно доставалось от пьяных матросов. Часто "морские волки" возвращались из увольнительных в непотребном виде, теряли увольнительные записки, да мало ли!.. И жандармы их не пускали в Военный городок. Злость и хмельная силушка требовали выхода, и матросы грозились сбросить жандармов вместе с их будками в канал. Жандармам, правда, искупаться в канале так и не пришлось, а вот сами сторожки сбрасывали не раз. Сохранились документы, в которых комендант крепости ходатайствовал "об отпуске лесов" для восстановления злосчастных будок.
Как Колчак из-за Воздушного моста выговор получил
Случилось это в феврале 1914 г., когда адмирал Александр Колчак временно командовал Либавским портом. Он в своей биографии об этом периоде жизни не упоминает, но кажется, именно в то время у них с женой родилась дочка Шарлотта, здесь же умершая и похороненная.
Предчувствие войны тогда витало в воздухе. Командующий Балтийским флотом Эссен решил провести большие морские зимние маневры флота и приказал вывести эскадру в море. Но Колчак и его подчиненные не смогли вовремя выполнить приказ, потому что канал замерз и мост невозможно было развести. В результате строгие выговоры, лишение премиальных и прочие кары посыпались на всех, и на Колчака в том числе.
Единственный из сохранившихся светильников, выполненный в югендстиле. Во время капитального ремонта хотят восстановить и его "собратьев".
Дожить бы до ремонта
О работе с наглядной демонстрацией механизмов Телеграфу рассказал старший одной из разводящих смен Валдис Грандбергс. В каждой смене два оператора во главе со старшим, работают по 12 часов. По графику мост разводится пять раз в сутки, а если нет судов, то реже. Разводка происходит так: сперва дежурные освобождают переправу от транспорта и пешеходов, потом закрывают ворота с обеих сторон, вручную тремя ключами открывают разводной механизм — посередине и на каждом берегу. После чего спускаются в маленькие домики под каждой из половин моста, где находятся разводные механизмы. С помощью электричества они включаются, и пролеты моста разворачиваются вдоль берегов. С момента закрытия ворот проходит семь минут.
— Открытыми стоим по-разному, — говорит Валдис. — В среднем часа по полтора, это от лоцманов и диспетчеров зависит. Бывает, после требования на разводку минут по 40 и больше ждать приходится, пока судно появится, попутно выслушивая от ожидающего народа комментарии обо всех наших родных и близких. Вручную, с помощью лебедок, тоже приходилось разводить, когда с электричеством проблемы возникали. Но это физически тяжело очень, все же 240 тонн один пролет весит. А лет восемь назад на одной из сторон сломался поворотный механизм, так пока не починили, два месяца с буксиром мучились. Зимние холода механизмы переносят нормально, это операторы мерзнут на пронизывающем ветру. А вот летом, когда жара сильная, мост нагревается и в соответствии с законами физики расширяется. В результате пролеты в середине "слипаются", не развести. Так мы придумали бревнышко подкладывать, чтоб щель небольшая оставалась. А в советские времена военные буксир тут в летнюю жару держали и для охлаждения постоянно поливали мост забортной водой. И зря — от соленой воды он ржавел. Да и нынче давно нужен капитальный ремонт, иначе труба мосту.
Да и еще из последнее будем считать как интервью у жителя Лиепая (нашего знакомого -)) по поводу ремонта Воздушного моста:
Там долгая история будет.Честно говоря, слабо верится, что мост
вообще отремонтируют.
На жителей Военного Городка властям начхать, для бизнеса мост не помеха в таком виде.
Самое интересное,что с судов по прежнему берут пошлину за развод
моста.)))))
Одна-то половина есть.)
Вот так, фотографию позже вставлю этого ВОЗДУШНОГО МОСТА. (а может и не я)
Воздушный мост и кино
В начале 1980-х Мосфильм снимал двухсерийную картину "Где-то плачет иволга" — о героях французского Сопротивления. Практически все натурные съемки прошли в Лиепае, многие горожане участвовали в массовках, поэтому киношники устроили премьерный показ в городе под липами. И вот фашистские мотоциклисты мчатся арестовывать героя, а в зале... стоит гомерический хохот. Но зрители не смогли прочувствовать трагичность момента вовсе не из-за душевной черствости, а потому, что мотоциклы неслись по таким знакомым расхлябанным доскам Воздушного моста.
Лиепая в переводе звучит так - городе под липами
В начале 1980-х Мосфильм снимал двухсерийную картину "Где-то плачет иволга" — о героях французского Сопротивления. Практически все натурные съемки прошли в Лиепае, многие горожане участвовали в массовках, поэтому киношники устроили премьерный показ в городе под липами. И вот фашистские мотоциклисты мчатся арестовывать героя, а в зале... стоит гомерический хохот. Но зрители не смогли прочувствовать трагичность момента вовсе не из-за душевной черствости, а потому, что мотоциклы неслись по таким знакомым расхлябанным доскам Воздушного моста.
Лиепая в переводе звучит так - городе под липами
Кроме нас с тобой есть еще deck,он сам лиепайский,служил на ЧФ..Еще есть soljonij,бывший подводник,дедушка старенький.Он даже моего батю знал.Ну еще некоторые участники,особенно кто из Риги,бывали в Лиепае.Может еще кто служил в Лиепае.Поскольку мост был уникальным,думаю многим будет интересно.
С добрым словом и пистолетом можно добиться большего,чем просто добрым словом...
Коллеги я ведь то же либавский даже трижды-1948-53гг 1964-65гг 1967-71гг.
Кроме разводного моста Морского Собора (он же БМК ) и Морского собрания( он же ВМГ ) и Зимней гавани припоминаю Кайю Ливу ДОФ Лиепаю Вокзальный и еще Бангу а вот в Юре не был ни разу. Интересно что еще из перечисленного существует.
Кроме разводного моста Морского Собора (он же БМК ) и Морского собрания( он же ВМГ ) и Зимней гавани припоминаю Кайю Ливу ДОФ Лиепаю Вокзальный и еще Бангу а вот в Юре не был ни разу. Интересно что еще из перечисленного существует.
Так,начнем перечислять...В бывшем госпитале теперь учебка латышских мореманов,Морской Собор функционирует как действующий,подремонтировали его и еще потихоньеку ремонтируют.
Вместо Кайи теперь магазин ширпотреба "Дрогас".На вокзале вместо неплохого ресторана кафешка такая не очень.Банга настоящая сгорела в середине 70-х.
"Юра",как ресторан давно не работает.На первом этаже этого здания игральный зал.Ну "Лива" по прежнему гостиница,правда ресторан совсем другой,называется "Упе",река то есть.В Зимней гавани торговый порт сейчас.
Вместо Кайи теперь магазин ширпотреба "Дрогас".На вокзале вместо неплохого ресторана кафешка такая не очень.Банга настоящая сгорела в середине 70-х.
"Юра",как ресторан давно не работает.На первом этаже этого здания игральный зал.Ну "Лива" по прежнему гостиница,правда ресторан совсем другой,называется "Упе",река то есть.В Зимней гавани торговый порт сейчас.
С добрым словом и пистолетом можно добиться большего,чем просто добрым словом...
Не знал,что ресторан "Юра" работал в 41-45-м. :mrgreen:
Дойче оффицирен небось гуляли там.В 42-43м у немцев в Лиепае на территории подплава была учебная 25-ая бригада.Вот небось немецкие подводники отжигали в "Юре". :mrgreen:
Дойче оффицирен небось гуляли там.В 42-43м у немцев в Лиепае на территории подплава была учебная 25-ая бригада.Вот небось немецкие подводники отжигали в "Юре". :mrgreen:
С добрым словом и пистолетом можно добиться большего,чем просто добрым словом...
Re:
Не служил в Лиепайя,но часто бывал там в гостях у дядьки.А он,да служил.Был флагмехом одно время.Мне тогда очень нравилось по партизански пробираться к нему в каюту на плавбазе,(названия не помню,давно было,в самом конце 60-х).А пфенинги со свастикой мы тогда с местными пацанами находили во многих местах,даже в городе.Да много чего интересного тогда находили.vatar писал(а):Не знал,что ресторан "Юра" работал в 41-45-м. :mrgreen:
Дойче оффицирен небось гуляли там.В 42-43м у немцев в Лиепае на территории подплава была учебная 25-ая бригада.Вот небось немецкие подводники отжигали в "Юре". :mrgreen:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Re: История объектов связанных с кораблями
Всем здравствуйте..
Вот случайно наткнулся на ваш форум.. Смотрю Лиепаю тепло вспоминаете.. Вот и хотел спросить, может у кого остались старые фотографии Лиепаи и есть возможность ими поделиться?
Вообще, Лиепая - это город, где я вырос и живу по сей день.. К флоту отношения не имею, а история Лиепаи - мое хобби..
Заранее спасибо..
Да, и если есть интерес к каким - то объектам в Лиепайке могу рассказать, сфотографировать, и как могу еще помочь :)
Вот случайно наткнулся на ваш форум.. Смотрю Лиепаю тепло вспоминаете.. Вот и хотел спросить, может у кого остались старые фотографии Лиепаи и есть возможность ими поделиться?
Вообще, Лиепая - это город, где я вырос и живу по сей день.. К флоту отношения не имею, а история Лиепаи - мое хобби..
Заранее спасибо..
Да, и если есть интерес к каким - то объектам в Лиепайке могу рассказать, сфотографировать, и как могу еще помочь :)